Последний раз редактировалось докер 27.01.2012, 17:44, всего редактировалось 1 раз.
Yuri Gendelman Я интересовалась в разное время, из разных источников, и у меня нет опыта доказательного построения текста, к тому же однажды они стали мне интересны как созидатели а не как воины(но связь безусловно есть), так что я подобрала в качестве ответа. РАЗВИТИЕ ВОЕННЫХ ИДЕЙ РАННИМИ ДАОСАМИ
"Среди основных доциньских философских школ древнего Китая одной из наиболее продуктивных в отношении военных идей была школа даосов (дао цзя 311). Учение даосов имеет принципиальное значение для понимания истории формирования военно-теоретической мысли древнего Китая.
Исследовательская литература по даосизму, в том числе и по военной проблематике, многочисленна. В поиске опорного материала основное внимание было уделено новейшим специальным работам китайских военных авторов. Такой работой оказалась большая статья научного сотрудника одного из НИИ Академии военных наук КНР Хуан Инсюя в военно-теоретическом журнале «Китайская военная наука». Она удачно сочетает традиционный и современный подходы. От традиции у нее успешное проникновение в глубокие слои канонических текстов, вскрытие множества незаметных с первого взгляда связей отдельных положений, ставшие возможными за счет всестороннего знания комментаторской литературы. От современности — успешное применение общенаучных методов познания, критический подход к фактам, учет новейших данных археологии, стремление быть гибким в хронологических оценках. Однако, в отличие от Хуан Инсюя, в отечественном философском китаеведении в настоящее время складывается иной подход к оценке древнекитайской философии на предмет присутствия в ней материализма и идеализма, диалектики и метафизики, считающий древнекитайскую философию натуралистической, не имевшей разделения на материализм и идеализм, в которой место диалектики занимало «учение о символах и числах». Это повлекло несогласие с некоторыми выводами Хуан Инсюя, хотя наработанный им материал широко используется.
Интересную подборку и анализ высказываний даосов по военным вопросам, хотя естественно, содержащую общие положения с вышеназванной работой, содержит статья работника Шаньдунского университета Чэн Яня.
Как представляется, даосский раздел «Истории китайской военной мысли» [273, с. 16-23] оказался более удачным, научным, чем ранее привлекавшиеся разделы этой книги, в связи с чем ряд принципиальных положений был взят из него. В целом же тайваньские авторы прямо сообщают, что в оценках даосизма исходят из представлений о нем Чжан Циюня [273, с. 16].
Теоретический фундамент анализа учения даосов основывается на новых специальных работах отечественных китаеведов Л.С.Васильева, А.И.Кобзева, В.В.Малявина, Е.А.Торчиноваи других. Ряд принципиальных положений, а также уточненные переводы взяты из работ А.Е.Лукьянова.
Основываясь в большей степени на перечисленных работах и привлекая другие источники, при отборе материала из одинаковых или близких трактовок предпочтение отдавалось (не в ущерб смыслу) китайским, особенно военным авторам, так как с отечественными работами читатель может познакомиться непосредственно и сравнить с тем, что изложено ниже.
Следует сразу оговориться, что данная работа не касается дискуссии об авторстве, датировке и аутентичности даосских произведений. Везде, где говорится о Лао-цзы, Ле-цзы и Чжуан-цзы, имеются в виду авторы произведений, по традиции приписываемых названным мыслителям. Что касается датировки, то подразумевается отраженное в энциклопедическом словаре «Китайская философия» мнение, что все произведения датируются приблизительно IV-III вв. до н.э. [96, с.96, 461, 166], причем «Дао дэ цзин» создан после «Лунь юя» Конфуция. Это время близко к периоду, когда складывались трактаты военной школы бин цзя, имеющие заметное сходство с идеями школы дао.
В военных идеях даосов можно выделить два аспекта: военно-философский (проблема источников войны и путей ее устранения из жизни общества, классификация и моральная оценка войн, общественно-политическая позиция авторов) и военно-специальный (военное искусство — стратегия и тактика). В отличие от «Мо-цзы», учение Лао-цзы не содержит военно-технических положений.
Самая обобщенная оценка военных идей ранних даосов (Лао-цзы, Чжуан-цзы) получила определение как «антимилитаризм» и «антивоенная утопия» (Философский энциклопедический словарь) [200а, с.365]. Антивоенная, пацифистская направленность учения даосов, действительно, ярко видна в целом ряде высказываний из «Дао дэ цзина» и других произведений, но наиболее характерными являются следующие: «Кто служит главе народа посредством дао, не покоряет другие страны при помощи войск, ибо это может обратиться против него. Где побывали войска, там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы» (Дао дэ цзин.— §30). (Текст «Дао дэ цзина» взят из издания: [232]. Перевод: [57]. При цитировании «Дао дэ цзина» указывается только номер параграфа без отсылки к названным выше изданиям китайского текста и русского перевода. Перевод в некоторых случаях уточнен.) В развитие этой мысли см. также §31, 81,63.
Некоторые исследователи ограничиваются воспроизведением данных цитат и делают вывод, что Лао-цзы выступает против войн вообще (Так, например, можно понять мысль в книге: [152, с.24]). Такой вывод выглядит односторонним на фоне других высказываний из «Дао дэ цзина»: «Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное» (§36); «В результате сражений те, кто скорбят, одерживают победу» (§69); «Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью» (§57); «Нет беды тяжелее, чем недооценивать противника» (§69); «Умело воюющий достигает результата и на этом останавливается, и этим он не осуществляет насилие» (§30) и так далее.
Более широкое сопоставление высказываний о войне и военном деле показывает, что антивоенные высказывания уравновешены не меньшим количеством рекомендаций по ведению войны. Если бы автор «Дао дэ цзи-на» был против войн вообще, то он должен был бы избегать подобных тем. Поэтому нельзя просто сказать, что он против войн вообще. Да, Лао-цзы ни в малейшей степени не одобряет войны, его рассуждения о военном деле носят только вынужденный характер, но он отвергает не любую войну. Он оправдывает оборонительные войны. В этом пункте его позиция сближается с позицией Мо-цзы, выступавшего «против нападений», т.е. против агрессивных войн, но оправдывавшего оборонительные войны и даже лично оказывавшего помощь жертвам агрессии.
Лао-цзы выступает против наступательных войн. Его главный довод состоит в том, что наступательная война противоречит понятию дао. Война, направленная на грабеж соседей, захват территорий — это «деяние», «активность», «борьба», «наличие желаний», то есть действие вопреки дао. Если действовать вопреки дао, то в Поднебесной обязательно возникнет смута, а если устранить «деяния» и «желания», то порядок в стране сам собой установится (§37). Кроме того, по мнению Лао-цзы любая война демонстрирует отсутствие дао в стране: «Когда в стране существует дао, лошади унавоживают землю; когда в стране отсутствует дао, боевые кони пасутся в окрестностях» (§46). То есть, в определенной мере он выступает против любой войны.
Общий вывод из сказанного может быть таким: Лао-цзы выступает против любой войны, но если война оказывается неизбежной, то он оправдывает оборонительные войны, дает рекомендации по их ведению. Исследование показывает, что на этих основаниях им создано достаточно подробное учение о войне и военном искусстве. Чтобы точно понять и изложить это учение, следует первоначально обратиться к рассмотрению методологии, лежащей в основе данного учения."
|