2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В раздел Пургаторий будут перемещены спорные темы (преимущественно псевдонаучного характера), относительно которых администрация приняла решение о нецелесообразности продолжения дискуссии.
Причинами такого решения могут быть, в частности: безграмотность, бессодержательность или псевдонаучный характер темы, нарушение автором принципов ведения дискуссии, принятых на форуме.
Права на добавление сообщений имеют только Модераторы и Заслуженные участники форума.



Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение25.01.2012, 13:48 


23/02/10

88
. То или иное устройство памяти мозга (рис.505б, рис.506б) можно назвать личностью человека. Конечно формируется она на основе длительного процесса воспитания и приобретённого опыта, физиологических особенностей и привычек тела, но всё равно окончательный итог будет в виде приведённых выше схем. Таким образом получение удовлетворения от жизни напрямую зависит от соответствующей частоты задействования отдельных участков памяти, необходимой мозгу интенсивности и полноты.
. Например, из рассмотрения схем архитектуры устройства памяти мозга гуманитариев и технарей можно сделать вывод о том, что одни будут больше любить имеющее общее между всеми музыкальными инструментами ритмическую композицию, а другие предпочитать «классику» с нюансиками звучания и переходами, отдельными выпадами и проигрышами.
. Если стремление технарей связать любую информацию с другими областями знаний приводит к поиску общих алгоритмов и формул, то в конечном итоге в идеале образуется некая общеобъединяющая фундаментальная единица «идеальный человек» или же закон сохранения энергии и вещества. В профессиях или даже и на любовном фронте образуется тип личности с определённым образом поведения, ценностями, тогда как любой дополнительный «нюансик» или же отсутствие такового у гуманитариев делают различными даже и братьев близнецов – божественная неповторимость и ценность.
. Например, потеряв мужа - технаря женщина может в очень короткий срок нескольких месяцев обрести счастье с другим, ощущать жизнь таковой, как будто бы ни чего не изменилось. Поскольку у гуманитариев женщины в той или иной мере берут плату «за это», вынужденно подстраиваются манерой поведения и соответствующих желаний супруга, то в силу собственного проживания памятью мозга и следующего необходимого для подготовки к сексу длительного выполнения определённых ритуалов и ухаживаний - интимность начинается «с нуля» как у девушек (в визуальной форме у гуманитариев индивидуальность может быть представлена даже и разным объединением одних и тех же данных низа пирамиды (рис.506), а в какой-то определённой профессии идеальный технарь - единичной вершиной пирамиды (рис.505б)).
. Автор мог бы до бесконечности продолжать анализировать диаметральность психики личностей гуманитариев и технарей, но из-за существования дискретных уровней сознания: чернорабочие, исполнители, заведующие, директора, творческие работники, низ которых из-за малого уровня образованности с короткими логическими цепочками удовлетворения естественных потребностей тела и ценностями приближается к «лирикам», а интеллектуальный верх к «физикам», то не представляется возможным продолжать исследования, что вынуждает перейти к соответствующей другой теме.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение25.01.2012, 15:45 
Заблокирован
Аватара пользователя


06/06/11

1702
53°46'25"N 87°7'47"E

(Оффтоп)

vnsafronov в сообщении #531038 писал(а):
был период когда Китайцы были самые передовые в науке (компас, порох и т.п.).
У китайцев не было науки. Компас, порох, фарфор, бумага, шёлк и т.д. это ремесло, а не наука. Пушку они так и не выдумали.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение25.01.2012, 17:42 


02/05/09
580
Науки не было, было созидание. А наука что такое?, маркетинг вокруг созидания. Пушку не выдумали, даосизм войну отрицает, задач таких не ставили.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение25.01.2012, 23:32 
Заслуженный участник


15/05/05
3445
USA
hvost_soroki в сообщении #531121 писал(а):

(Оффтоп)

У китайцев не было науки. ... Пушку они так и не выдумали.

(Оффтоп)

Это не так.
Из статьи "Artillery" в Википедии:
Цитата:
The first documented record of artillery with gunpowder propellant used on the battlefield was on January 28, 1132, when General Han Shizhong of the Song Dynasty used escalade and Huochong to capture a city in Fujian. These small, crude weapons diffused into the Middle East (the madfaa) and reached Europe in the 13th Century, in a very limited manner.
(Применение артиллерии в бою было впервые зафиксировано в Китае в 1132 году. В Европу артиллерия попала в 13-м веке через Средний Восток)


-- Ср янв 25, 2012 14:43:48 --

докер в сообщении #531202 писал(а):
даосизм войну отрицает, задач таких не ставили.

(Оффтоп)

Воевал Китай с древности и не меньше, чем прочие государства. Правда равных им соседей у них не было. Зато сам Китай был разделен на царства, которые и резались между собой.
Даосизм, возможно, отрицает войну (а ислам - самая мирная религия). Но кого это удерживало?

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение26.01.2012, 07:03 


02/05/09
580
Yuri Gendelman
Если бы созидатели не отрицали войну, этого мира, уже бы не было. И с большим интересом(зная какой Вы эрудит), послушаю откуда Ислам, а откуда Даосизм, так же послушаю, кто и с кем воевал внутри Китая. И отсутствие силы у соседей, это как раз повод на них не нападать?

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение27.01.2012, 01:25 
Заслуженный участник


15/05/05
3445
USA
докер в сообщении #531411 писал(а):
И с большим интересом, послушаю ..., кто и с кем воевал внутри Китая.
Я тоже...
Мне как-то лет *дцать назад попалась книга Р. Ф. Итс. "Золотые мечи и колодки невольников". (В электронном виде не нашел.) Автор - доктор ист. наук, специалист по Южному Китаю, и писатель.
Там описывается интересный эпизод ~3-тыс.летней давности: армии двух ванов (царей?) выстроились перед битвой. И вдруг воины первого ряда одной из армий делают шаг вперед и совершают ритуальное самоубийство, чтобы показать врагу презрение к смерти.
Видимо, воевали они между собой не по детски.

докер в сообщении #531411 писал(а):
И отсутствие силы у соседей, это как раз повод на них не нападать?
Это повод для соседей не нападать на Китай. Для Китая единственной внешней угрозой были кочевники с севера. Но кочевникам редко удается объединиться в серьезную силу. Так что в древности китайцы воевали в основном друг с другом.
Кстати, по территории и населению Китай (и сейчас, и в древности) сопоставим не с отдельными европейскими государствами, а с Европой в целом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение27.01.2012, 17:43 


02/05/09
580
Yuri Gendelman
Я интересовалась в разное время, из разных источников, и у меня нет опыта доказательного построения текста, к тому же однажды они стали мне интересны как созидатели а не как воины(но связь безусловно есть), так что я подобрала в качестве ответа.
РАЗВИТИЕ ВОЕННЫХ ИДЕЙ РАННИМИ ДАОСАМИ


"Среди основных доциньских философских школ древнего Китая одной из наиболее продуктивных в отношении военных идей была школа даосов (дао цзя 311). Учение даосов имеет принципиальное значение для понимания истории формирования военно-теоретической мысли древнего Китая.

Исследовательская литература по даосизму, в том числе и по военной проблематике, многочисленна. В поиске опорного материала основное внимание было уделено новейшим специальным работам китайских военных авторов. Такой работой оказалась большая статья научного сотрудника одного из НИИ Академии военных наук КНР Хуан Инсюя в военно-теоретическом журнале «Китайская военная наука». Она удачно сочетает традиционный и современный подходы. От традиции у нее успешное проникновение в глубокие слои канонических текстов, вскрытие множества незаметных с первого взгляда связей отдельных положений, ставшие возможными за счет всестороннего знания комментаторской литературы. От современности — успешное применение общенаучных методов познания, критический подход к фактам, учет новейших данных археологии, стремление быть гибким в хронологических оценках. Однако, в отличие от Хуан Инсюя, в отечественном философском китаеведении в настоящее время складывается иной подход к оценке древнекитайской философии на предмет присутствия в ней материализма и идеализма, диалектики и метафизики, считающий древнекитайскую философию натуралистической, не имевшей разделения на материализм и идеализм, в которой место диалектики занимало «учение о символах и числах». Это повлекло несогласие с некоторыми выводами Хуан Инсюя, хотя наработанный им материал широко используется.

Интересную подборку и анализ высказываний даосов по военным вопросам, хотя естественно, содержащую общие положения с вышеназванной работой, содержит статья работника Шаньдунского университета Чэн Яня.

Как представляется, даосский раздел «Истории китайской военной мысли» [273, с. 16-23] оказался более удачным, научным, чем ранее привлекавшиеся разделы этой книги, в связи с чем ряд принципиальных положений был взят из него. В целом же тайваньские авторы прямо сообщают, что в оценках даосизма исходят из представлений о нем Чжан Циюня [273, с. 16].

Теоретический фундамент анализа учения даосов основывается на новых специальных работах отечественных китаеведов Л.С.Васильева, А.И.Кобзева, В.В.Малявина, Е.А.Торчиноваи других. Ряд принципиаль­ных положений, а также уточненные переводы взяты из работ А.Е.Лукьянова.

Основываясь в большей степени на перечисленных работах и привлекая другие источники, при отборе материала из одинаковых или близких трактовок предпочтение отдавалось (не в ущерб смыслу) китайским, особенно военным авторам, так как с отечественными работами читатель может познакомиться непосредственно и сравнить с тем, что изложено ниже.

Следует сразу оговориться, что данная работа не касается дискуссии об авторстве, датировке и аутентичности даосских произведений. Везде, где говорится о Лао-цзы, Ле-цзы и Чжуан-цзы, имеются в виду авторы произведений, по традиции приписываемых названным мыслителям. Что касается датировки, то подразумевается отраженное в энциклопедическом словаре «Китайская философия» мнение, что все произведения датируются приблизительно IV-III вв. до н.э. [96, с.96, 461, 166], причем «Дао дэ цзин» создан после «Лунь юя» Конфуция. Это время близко к периоду, когда складывались трактаты военной школы бин цзя, имеющие заметное сходство с идеями школы дао.

В военных идеях даосов можно выделить два аспекта: военно-философский (проблема источников войны и путей ее устранения из жизни общества, классификация и моральная оценка войн, общественно-политическая позиция авторов) и военно-специальный (военное искусство — стратегия и тактика). В отличие от «Мо-цзы», учение Лао-цзы не содержит военно-технических положений.

Самая обобщенная оценка военных идей ранних даосов (Лао-цзы, Чжуан-цзы) получила определение как «антимилитаризм» и «антивоенная утопия» (Философский энциклопедический словарь) [200а, с.365]. Антивоенная, пацифистская направленность учения даосов, действительно, ярко видна в целом ряде высказываний из «Дао дэ цзина» и других произведений, но наиболее характерными являются следующие: «Кто служит главе народа посредством дао, не покоряет другие страны при помощи войск, ибо это может обратиться против него. Где побывали войска, там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы» (Дао дэ цзин.— §30). (Текст «Дао дэ цзина» взят из издания: [232]. Перевод: [57]. При цитировании «Дао дэ цзина» указывается только номер параграфа без отсылки к названным выше изданиям китайского текста и русского перевода. Перевод в некоторых случаях уточнен.) В развитие этой мысли см. также §31, 81,63.

Некоторые исследователи ограничиваются воспроизведением данных цитат и делают вывод, что Лао-цзы выступает против войн вообще (Так, например, можно понять мысль в книге: [152, с.24]). Такой вывод выглядит односторонним на фоне других высказываний из «Дао дэ цзина»: «Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное» (§36); «В результате сражений те, кто скорбят, одерживают победу» (§69); «Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью» (§57); «Нет беды тяжелее, чем недооценивать противника» (§69); «Умело воюющий достигает результата и на этом останавливается, и этим он не осуществляет насилие» (§30) и так далее.

Более широкое сопоставление высказываний о войне и военном деле показывает, что антивоенные высказывания уравновешены не меньшим количеством рекомендаций по ведению войны. Если бы автор «Дао дэ цзи-на» был против войн вообще, то он должен был бы избегать подобных тем. Поэтому нельзя просто сказать, что он против войн вообще. Да, Лао-цзы ни в малейшей степени не одобряет войны, его рассуждения о военном деле носят только вынужденный характер, но он отвергает не любую войну. Он оправдывает оборонительные войны. В этом пункте его позиция сближается с позицией Мо-цзы, выступавшего «против нападений», т.е. против агрессивных войн, но оправдывавшего оборонительные войны и даже лично оказывавшего помощь жертвам агрессии.

Лао-цзы выступает против наступательных войн. Его главный довод состоит в том, что наступательная война противоречит понятию дао. Война, направленная на грабеж соседей, захват территорий — это «деяние», «активность», «борьба», «наличие желаний», то есть действие вопреки дао. Если действовать вопреки дао, то в Поднебесной обязательно возникнет смута, а если устранить «деяния» и «желания», то порядок в стране сам собой установится (§37). Кроме того, по мнению Лао-цзы любая война демонстрирует отсутствие дао в стране: «Когда в стране существует дао, лошади унавоживают землю; когда в стране отсутствует дао, боевые кони пасутся в окрестностях» (§46). То есть, в определенной мере он выступает против любой войны.

Общий вывод из сказанного может быть таким: Лао-цзы выступает против любой войны, но если война оказывается неизбежной, то он оправдывает оборонительные войны, дает рекомендации по их ведению. Исследование показывает, что на этих основаниях им создано достаточно подробное учение о войне и военном искусстве. Чтобы точно понять и изложить это учение, следует первоначально обратиться к рассмотрению методологии, лежащей в основе данного учения."

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение28.01.2012, 16:07 
Заслуженный участник


15/05/05
3445
USA
докер в сообщенииAAA #531986 писал(а):
Общий вывод из сказанного может быть таким: Лао-цзы выступает против любой войны, но если война оказывается неизбежной, то он оправдывает оборонительные войны, дает рекомендации по их ведению.

докер
Я Вам верю, даже без ссылок, в том, что даосизм войну отрицает. Я не согласен с тем, что из этого следует, что правители царств на территории Китая тоже отрицали войну. Они воевали не меньше, чем прочих местах.

Из аннотации к роману Ло Гуань-чжуна "Троецарствие", одному из наиболее известных романов китайской литературы:
Цитата:
Роман «Троецарствие», написанный в XIV веке, создан на основе летописи и народных сказаний, повествующих о событиях III века, когда Китай распался на три царства, которые вели между собой непрерывные войны.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение28.01.2012, 20:23 


02/05/09
580
Yuri Gendelman
Мне меньше всего хотелось бы отстаивать свою точку зрения, но к Вам я отношусь только с уважением, и не желаю выглядеть балаболкой. Конечно всегда найдутся те, кто порвет флаги на тряпки, и кроме даосизма(что для Вас наверняка не секрет) конфуцианство и буддизм и мал мала меньше, но знания-то в чьих руках были сосредоточены? И поставить знания на службу горстке, это всегда наипервейшая задача власти, и переврать идеалы в своих целях, запросто, как Вы справедливо заметили, не меньше, чем в прочих местах, но до захватнических войн переврать не смогли, и если запад одержим завоеваниями, Китай имея в свое время, все возможности, на это не пошел, и только когда даосизм был загнан практически в подполье, созидание остановилось, и теперь не могут, воруют первоклассно, но не созидают.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение29.01.2012, 03:35 
Заслуженный участник


15/05/05
3445
USA
докер в сообщении #532408 писал(а):
...но до захватнических войн переврать не смогли, и если запад одержим завоеваниями, Китай имея в свое время, все возможности, на это не пошел...
Если под одержимостью Запада [Европы] завоеваниями Вы понимаете захват европейцами колоний на всех континентах, то да, я согласен, в Китае аналогов не было. Как, кстати, и нигде в мире.

Эпоха захвата европейцами колоний была следствием эпохи великих географических открытий (которой тоже не было аналогов). А эпоха великих географических открытий началась очень прозаически: Европа оказалась отрезанной в своем северо-западном уголке от торговли с остальным миром (Азией и Африкой) Арабским Халифатом. Нужно было срочно найти морской путь в Индию.

У Китая просто не было таких проблем: у них было все, что им нужно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение29.01.2012, 04:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Yuri Gendelman в сообщении #532511 писал(а):
да, я согласен, в Китае аналогов не было. Как, кстати, и нигде в мире.

Были, были аналоги... Просто мы ничтожно мало знаем о мировой истории. Есть такая книжка, "Ружья, микробы и сталь", очень рекомендую.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение29.01.2012, 10:15 


02/05/09
580
Yuri Gendelman
Так долго можно круги нарезать. Я прежде имела ввиду Рим, а Европу уже как преемницу его мировоззрения. Многие великие географические открытия Китай совершил до европейцев. Не имеет значение, страна или отдельно взятый человек, одних мировоззрения вдохновляют на войну, а других на созидание. Чего не хватало западу, земли, еды?, золота!!! Золото двигатель созидания!? У Китая не было проблем?, проблемы не пытались решить за чужой счет, исходили из того что есть, это двигало созидание. Но теперь и они встали под флаги просвещенного Рима!

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение29.01.2012, 16:53 
Заслуженный участник


15/05/05
3445
USA
Yuri Gendelman в сообщении #532511 писал(а):
Если под одержимостью Запада [Европы] завоеваниями Вы понимаете захват европейцами колоний на всех континентах, то да, я согласен, в Китае аналогов не было. Как, кстати, и нигде в мире.
Munin в сообщении #532514 писал(а):
Yuri Gendelman в сообщении #532511 писал(а):
да, я согласен, в Китае аналогов не было. Как, кстати, и нигде в мире.
Были, были аналоги...
Мы действительно говорим об одном и том же?
Я - о колониальных империях с колониями на всех континентах (в том числе - вновь открытых). Причем колонии были отделены от метрополии тысячами километров и неделями океанских плаваний.

-- Вс янв 29, 2012 07:55:03 --

докер в сообщении #532559 писал(а):
Yuri Gendelman
Так долго можно круги нарезать.
Да, действительно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение29.01.2012, 17:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Yuri Gendelman в сообщении #532727 писал(а):
Мы действительно говорим об одном и том же?Я - о колониальных империях с колониями на всех континентах (в том числе - вновь открытых). Причем колонии были отделены от метрополии тысячами километров и неделями океанских плаваний.

Видимо, не об одном и том же. Я говорю о колониальных империях с колониями, отделёнными от метрополии тысячами километров и неделями океанских плаваний. Какую принципиальную роль в этом играют континенты (при том, что колонии часто были маленькими) и их количество - не знаю, поэтому как критерии не учитывал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гуманитарии и технари – в чём разница?
Сообщение29.01.2012, 18:41 


02/11/11
1310
Присоединяюсь к Munin и настоятельно всем рекомендую прочитать книгу Джареда Даймонда "Ружья, микробы и сталь". Сказать, что эта работа - шедевр в своем роде - это ничего не сказать. Пока же приведу небольшой отрывок оттуда, касающийся Запада и Китая:


(Джаред Даймонд в книге "Ружья, микробы и сталь" писал:)

Принимая во внимание ранний старт и такие преимущества, неудивительно, что Китай сделался лидирующей технологической державой средневекового мира. На его счету был длинный перечень исторически важных открытий: чугунное литье, компас, порох, бумага, книгопечатание и еще многое другое, уже упоминавшееся в этой книге. Китай также имел самое крупное в мире государство, самый мощный флот и контролировал самое обширное морское пространство. В начале XV в., за несколько десятков лет до того, как три малых судна Колумба проделали путь через узкий Атлантический океан к восточным берегам Америки, Китайская империя организовала несколько флотоводческих экспедиций, сумевших пересечь Индийский океан и добраться до самой Восточной Африки. В составе каждой такой экспедиции было несколько сотен «плавучих сокровищниц» до 400 футов длиной, а максимальное число участников достигало 28 тысяч человек. Почему китайские корабли не отправились дальше, чтобы с востока обогнуть южную оконечность Африки и колонизировать Европу прежде, чем три малых судна, на этот раз уже Васко да Гамы, обогнули мыс Доброй Надежды с запада и положили начало европейской колонизации Восточной Азии? Почему китайские суда не пересекли Тихий океан и не колонизировали западное побережье Америки? Почему, одним словом, Китай уступил технологическое первенство столь отсталой в прошлом Европе?

Конец походов на «плавучих сокровищницах» подсказывает ответ на этот вопрос. После семи крупных экспедиций, организованных с 1405 по 1433 г., морская экспансия Китая была приостановлена в результате заурядного внутриполитического кризиса, который мог бы случиться где угодно в мире. В данном случае речь шла о борьбе за влияние между двумя дворцовыми фракциями — евнухами и их оппонентами. Первые занимались отправкой и руководством экспедиций, поэтому, когда вторая фракция взяла верх, экспедиции были прекращены, судостроительные верфи вскоре разобраны, а дальнее мореплавание попало под запрет. Такое развитие событий само по себе вполне заурядно: мы можем вспомнить и действия британских законодателей в 80-х гг. XIX в., на десятилетия отсрочивших внедрение электрического освещения общественных мест, и изоляционистскую политику Соединенных Штатов в период между Первой и Второй мировыми войнами, и вообще всякое другое попятное движение, продиктованное текущими внутриполитическими соображениями. Однако в случае Китая имелась существенная разница, связанная с тем, что географический регион представлял собой политическое целое. Раз высказанное решение привело к прекращению морских экспедиций во всем Китае, а со временем вообще сделалось необратимым: разобрав все верфи, Китай лишился и источника будущих кораблей, способных доказать недальновидность прежнего решения, и базы для возможного восстановления кораблестроения в будущем.

Теперь сравните этот эпизод китайской истории с тем, что происходило, когда исследовательские экспедиции начали отправляться из политически раздробленной Европы. Христофор Колумб, уроженец Италии, в начале своей карьеры успел послужить герцогу Анжуйскому, а впоследствии присягнул португальскому королю. Когда король отверг его прошение о финансировании морской экспедиции на запад, Колумб обратился к герцогу Медины-Сидонии, который тоже ответил отказом, затем к графу Мединасели, поступившему так же, и наконец к королю и королеве Испании, которые отвергли первое прошение Колумба, но после повторного обращения дали согласие. Если бы Европа была объединена под началом любого из первых трех правителей, колонизация Америки могла быть закончиться не начавшись.

Именно потому, что на самом деле Европа была раздроблена, Колумб с пятой попытки сумел убедить одного из сотен европейских князей профинансировать свое предприятие. Стоило Испании тем самым положить начало европейской колонизации Америки, поток богатства, хлынувший в метрополию, не мог не обратить на себя внимание остальных европейских стран, шесть из которых последовали испанскому примеру. Пушки, электрическое освещение, книгопечатание, стрелковое оружие и бесчисленные другие изобретения внедрялись в Европе по тому же шаблону: где-то, по какой-то локальной причине каждое из них сперва отвергали или не удостаивали внимания, однако, как только в одной из стран или областей изобретению давали ход, его скоро осваивали все остальные.

Такие последствия европейской раздробленности резко отличались от последствий китайского единства. Список в разное время запрещенного властями империи не исчерпывался мореплаванием: в XIV в., отказавшись от дальнейшей разработки и внедрения сложного прядильного станка, приводимого в движение энергией воды, Китай остановился на пороге промышленной революции и сделал шаг назад; в XV в. в этой стране, когда-то имевшей самые новаторские часовые технологии в мире, были уничтожены или практически изъяты из обихода механические часы и в целом свернуто применение и разработка механических приспособлений. Политическое единство вновь наглядно продемонстрировало свой губительный потенциал в современном Китае, особенно в 60–70-е гг. XX в. — безумную эпоху «культурной революции», когда решение одного или небольшой группы руководителей могло на пять лет прекратить работу школ во всей стране.

Практически непрерывное единство Китая и перманентная раздробленность Европы имеют давние корни. Наиболее экономически производительные территории современного Китая были впервые объединены в политическое целое еще в 221 г. до н. э. и оставались в таком состоянии почти все прошедшее с тех пор время. Письменность в Китае существует в единственном варианте с самого своего зарождения, большинство жителей региона с давних времен говорят на одном языке, его культурная консолидация произошла 2 тысячи лет назад. Европа, напротив, никогда даже отдаленно не приближалась к политическому единству: в XIV в. она была расколота на 1000 мелких независимых государств, к 1450 г. — на 500, к 80-м гг. XX в. она свела число политических образований до минимальной цифры 25, а сегодня, в тот момент, когда я пишу это предложение, снова расширилась до 40. Сорок пять языков современной Европы, каждый из которых имеет собственный алфавит, представляют лишь одну из граней ее необычайного культурного разнообразия. Текущие разногласия, осложняющие даже робкие попытки унификации под эгидой Европейского экономического сообщества (ЕЭС), суть не что иное, как симптом застарелой привычки европейцев к раздельному существованию.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 76 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group