2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение12.01.2012, 08:43 
Заблокирован


12/08/09

1284
Самодуровка
$a \in N$

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение12.01.2012, 16:18 
Заслуженный участник


20/12/10
9110
victor.l в сообщении #525075 писал(а):
а где можно посмотреть доказательство?
Пусть $p$ --- нечётный простой делитель числа $x^8+y^8$, где целые $x$ и $y$ взаимно просты. Тогда $x^{16} \equiv y^{16} \pmod{p}$, откуда, поскольку $y \not\equiv 0 \pmod{p}$, следует $(x/y)^{16} \equiv 1 \pmod{p}$. Пусть $d$ --- порядок $z=x/y$ по модулю $p$. Тогда $d$ --- делитель $16$. Так как $z^8 \equiv -1 \not\equiv 1 \pmod{p}$, то $d=16$. Теперь из малой теореме Ферма следует делимость $p-1$ на $d$, т.е. на $16$. Значит, $p=16k+1$.

P.S. Теорию сравнений по модулю можно найти, например, в книге И.М. Виноградова "Основы теории чисел" (любое издание).

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение13.01.2012, 16:51 


29/10/11
94
Спасибо nnosipov. А не подскажите, является ли проблемой что если число представимо в виде $x^4+x^3Y+x^2y^2+xy^3+y^4$ при целых, взаимно простых переменных, то все возможные делители этого числа кроме числа 5 имеют вид $10n+1$.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение13.01.2012, 18:33 
Заслуженный участник


20/12/10
9110
victor.l в сообщении #526466 писал(а):
А не подскажите, является ли проблемой что если число представимо в виде $x^4+x^3Y+x^2y^2+xy^3+y^4$ при целых, взаимно простых переменных, то все возможные делители этого числа кроме числа 5 имеют вид $10n+1$.
Это из той же оперы, даже немного попроще.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение13.01.2012, 19:05 
Заслуженный участник


17/09/10
2143
Я хочу предложить задачу, элементарного решения которой до сих пор не знаю. Назовем ее задачей Арнольда.
Плоскость разбита прямыми линиями на квадраты. В узлах написаны числа большие нуля. Каждое число равно среднему арифметическому его окружающих. Доказать, что все числа равны между собой. (Аналогия с гармонической функцией). Неэлементарное решение включает рассмотрение выпуклых множеств в Банаховых пространствах.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение14.01.2012, 00:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
scwec,

Вот, вроде, решение попроще.

http://www.mathnet.ru/links/6ab0cb0c951 ... /mp227.pdf

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение14.01.2012, 12:41 
Заслуженный участник


17/09/10
2143
Спасибо g_____d, но по ссылке прочитать не могу - дает ошибку.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение14.01.2012, 17:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
Попробуйте открыть в новом окне. Или попробуйте эту ссылку

http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml ... n_lang=rus

там доступен полный текст.

С. Г. Слободник, “Дискретные положительные гармонические функции”, Матем. просв., сер. 3, 11, Изд-во МЦНМО, М., 2007, 145–148.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение14.01.2012, 20:29 
Заслуженный участник


17/09/10
2143
Все прочиталось. Спасибо. Хочу сказать, что эта задача под № 20 появилась в Математическом просвещении 1958 года №3 среди задач повышенной сложности. Но решения её в следующем номере приведено не было. Выходит, вспомнили её только в 2005 году после возобновления выпуска журнала. Интересная судьба.
Теперь по поводу решения. Честно сказать, я имел в виду совсем школьное решение, которого в природе может просто не существовать.
Об авторстве. В этом же номере Математического просвещения помещена статья В.И.Арнольда о гармонических функциях, в которой приводится эта же задача, но в легком варианте с натуральными числами. Логично объявить автором Арнольда, хотя это и не факт.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 12:44 
Заслуженный участник


18/01/12
933
1. (3N+1)-гипотеза.

По натуральному числу $n$ строится новое число $\frac{3n+1}{2^m},$ где $2^m$ — наибольшая степень двойки, которой кратно $3n+1.$ (Таким образом, на каждом шаге получается нечётное число.)

Вопрос:
Из любого ли натурального числа за конечное число шагов получится 1?

2. Гипотеза Адамара.

Матрицей Адамара (в узком смысле) называется матрица $n\times n,$ состоящая только из 1 и -1, все строки которой попарно ортогональны.
Легко доказать, что матрицы Адамара могут существовать только при $n=1; n=2$ и $n$ кратных 4.

Вопрос:
Для любого ли $n$ кратного 4 существует матрица Адамара $n\times n?$

3. Без названия.

Если натуральное число не является палиндромом, то к нему прибавляется число, записанное теми же цифрами в обратном порядке. С полученным числом повторяется то же самое. И т.д.

Вопрос:
Из любого ли натурального числа за несколько таких шагов получится число-палиндром?

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 15:57 


01/07/08
836
Киев
victor.l в сообщении #526466 писал(а):
все возможные делители этого числа кроме числа 5 имеют вид $10n+1$

Мне прога Мапл 13 подсказывает, что возможен делитель вида $10n-1$. Это глюк программы? С уважением.

-- Вт янв 24, 2012 16:17:38 --

hippie в сообщении #530614 писал(а):
к нему прибавляется число, записанное теми же цифрами в обратном порядке

Для всякого конечного натурального не палиндрома, операция дает палиндром по определению, уже на первой итерации. А для бесконечного натурального сомнительно, чтобы "Болонский учитель" позволил учащемуся найти начальное число для присоединения. С уважением.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 17:02 
Заслуженный участник


20/12/10
9110
hurtsy в сообщении #530700 писал(а):
Мне прога Мапл 13 подсказывает, что возможен делитель вида $10n-1$. Это глюк программы?

Утверждение звучит так: если $x$ и $y$ --- взаимно простые числа, то любой простой делитель числа $x^4+x^3y+x^2y^2+xy^3+y^4$, отличный от $5$, имеет вид $10n+1$. Если Вам кажется, что Вы нашли контрпример, приведите его.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 18:39 
Заслуженный участник


09/02/06
4401
Москва
nnosipov в сообщении #530729 писал(а):
hurtsy в сообщении #530700 писал(а):
Мне прога Мапл 13 подсказывает, что возможен делитель вида $10n-1$. Это глюк программы?

Утверждение звучит так: если $x$ и $y$ --- взаимно простые числа, то любой простой делитель числа $x^4+x^3y+x^2y^2+xy^3+y^4$, отличный от $5$, имеет вид $10n+1$. Если Вам кажется, что Вы нашли контрпример, приведите его.

Это частный случай утверждения. Если $(x,y)=1, p|\Phi_a(x,y)$, то или $p|a$ или $p=1\mod a$.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 18:58 
Заслуженный участник


18/01/12
933
hurtsy в сообщении #530700 писал(а):
hippie в сообщении #530614 писал(а):
к нему прибавляется число, записанное теми же цифрами в обратном порядке

Для всякого конечного натурального не палиндрома, операция дает палиндром по определению, уже на первой итерации.


Совсем не обязательно.

Например, из числа 78 число-палиндром получается за 4 шага:
78 —> 78+87= 165;
165 —> 165+561= 726;
726 —> 726+627= 1353;
1353 —> 1353+3531= 4884 — число-палиндром.

Из числа 79 за 6 шагов:
79 —> 79+97= 176;
176 —> 176+671= 847;
847 —> 847+748= 1595;
1595 —> 1595+5951= 7546;
7546 —> 7546+6457= 14003;
14003 —> 14003+30041= 44044 — число-палиндром.

А из числа 89 число-палиндром (8813200023188) получается только за 24 шага.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 19:39 


01/07/08
836
Киев
nnosipov в сообщении #530729 писал(а):
Если Вам кажется, что Вы нашли контрпример, приведите его.

Да, прошу прощения, мне так кажется. $x=5^3\cdot7^5,  y=19^2\cdot23, z=5\cdot11\cdot19^8\cdot41\cdot191\cdot881\cdot27406316160761$
Это пятая или шестая попытка. Сначала мне хотелось найти делитель 5.
С уважением.

-- Вт янв 24, 2012 19:50:31 --

hippie в сообщении #530775 писал(а):
Совсем не обязательно.

Спасибо. Мне просто показалось Вы употребляете прибавление в смысле конкатенации, суммирования символьных строк, и поэтому удивился. :cry: С уважением.

-- Вт янв 24, 2012 20:10:34 --

hippie в сообщении #530614 писал(а):
По натуральному числу $n$ строится новое число $\frac{3n+1}{2^m},$ где $2^m$ — наибольшая степень двойки, которой кратно $3n+1.$ (Таким образом, на каждом шаге получается нечётное число.)

Это гипотеза Колатца? Мне как-то приятнее ее алгоритмическое изложение. С уважением.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 49 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: drzewo


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group