Как я услышал из лекции, в масонстве принята активная общественно-созидательная позиция. По моим наблюдениям, в христианстве дела обстоят несколько иначе: здесь в чести кроткость, смирение, взгляд в пол, "на все божья воля" и тому подобное.
Ну это не совсем ещё смирение у христиан… так… «эмуляция»…
Но и среди христиан встречаются люди с очень активной общественной позицией (всякие монархисты например). В принципе для христианина все эти дела (мирские) отданы на откуп самому человеку, ну и мирской власти… Перетасовка атомов и молекул с места на место и называемое например «постройкой самолета» конечно иногда очень полезна, но она не должна быть единственным смыслом жизни. Ну построил и построил, владей вещами на здоровье, но не допускай только того, чтобы вещи владели тобой. Не разменивайся по пустякам. Ты больше космоса, и дороже всего мира. И нет никакой пользы если весь мир приобретешь а душе повредишь…
Смелые и грандиозные цели, которые сильный человек может поставить перед собой, в христианстве могут быть названы "гордыней" и оттого грехом.
Могут. Но совсем не обязательно что всегда будут.
Христианство «прицельно», оно старается не опирировать одними только абстрактными истинами, но взирает на конкретное место, время, человека. Если видит готовность человека, то оно как правило выражает это в акте благословения.
Христианство с явным почтением относится к монахам и отшельникам, удалившимся от "греховного мира" в свою келью или в пустыню, и проводящими время в молитвах и смиренном служении.
Стал ли мир лучше от этого? Я сильно сомневаюсь.
Но не все ведь монахи заперлись в кельях. Патриарх тоже монах… да и епископы монахи…
Что касается силы молитвы, то конечно, не каждый запершийся в келье настоящий монах. Однако есть люди которые действительно добры, и в молитвах и трудах пришли к состоянию когда могут видеть душевные проблемы других и им помогать.
Мне там понравилось в самого начала рассуждение о том, что значительная часть людей, а также все религии, находят преимущества в прошлом и недолюбливают прогресс.
Христианство не столько недолюбливает прогресс, сколько недолюбливает гордые мечты людей пытающихся строить мировой колос на глиняных ногах.
Наука это конечно не магия, но это двоюродная сестра её.
А магия это исконный враг религии. Дело в том, что магическое мышление устроено так, что оно предполагает получение каких-то благ чисто механически. Т.е. она предполагает, что можно получать любое благо, оставаясь самому злым. Это конечно бред, ведь раз зло внутри тебя самого, то какая разница что там хорошего во вне? Но вот магия предполагает, что можно самому себе получать благо
и быть насыщенным им не меняясь духовно. Как же она предполагает их получать? Понятное дело – через приобретение власти над вещами. А как приобрести власть над вещами если ты не знаешь что это такое? Вот папуаса (к примеру) подвели к какому-то предмету, он смотрит и не понимает, что это вообще такое, но ему начали объяснять, и через некоторое время он понял, и радостно говорит «аааааааа – так это оказывается автомобиль, а нужен он для того чтобы ездить на работу… Понятно, спасибо».
Вот здесь, с точки зрения магического мышления, в познании сущности предмета человек получает потенциальную способность им управлять. А актуализируется эта способность уже в определенном деятельном акте –в заклинании. Слово – это уже нечто более реальное, что воздействуя на другое реальное может проводить в нем реальную перемену (большую или маленькую не важно) и подчинять предмет себе. Разумеется
необходимо прежде знать сущность вещи. А сущность вещи по магическому мышлению выражается в его имени. И все сущее, как бы имеет невидимого двойника – кузена, имя, познавая которое мы познаем сущность предмета, и получаем через заклинание над ним власть.
Это в частности во многих народах приводило к тому, что возникала культура двойных имен, или кличек.
Настоящее имя всегда скрывалось, чтобы другой человек не мог наслать на тебя порчу, или сотворив заклинание получить над тобой власть.
Вот наука, это конечно не магия, но это средство узнавания имен всех вещей, когда мы познаем, секреты мирозданья, мы хотя и не словом (но можно конечно и словом создать голосовое устройство управления) но получаем власть над миром. Само по себе это не плохо. Мало того Господь повелел Адаму наречь имена животным, плохо то, когда человек не меняется сам, меняя весь мир. Христианство свидетельствует: точка зрения что можно пребывать во благе оставаясь внутри себя, в корне своего естества, в своем сердце, в своем «я» злым – совершенно ошибочна и абсурдна. Но если источник (сердце( будет свят то и все будет свято. Поэтому христианство не снимает попечений о теле и о мире, но только лишь дает им определенное значение в иерархии целей.
Даже здесь на форуме это встречается повсеместно. В отличие от масонского взгляда о том, что сейчас вовсе не так плохо, а будет еще лучше. Я лично придерживаюсь именно такой позиции, поэтому она мне близка.
Христианство тоже говорит что будет лучше, причем на вечные времена. Но правда не всем и не в этом мире… Тем у кого корень естества – его сердце, осталось злым, будет не очень хорошо.
Понравилась идея активной позиции и стремления улучшить мир.
Улучшать мир не улучшая себя, значит не включать себя в часть мира. Но если ты не часть, значит ты частью не от мира сего. Значит уже надлежит заботится о том, что не от мира сего. Если же ты часть мира, то нужно улучшать и себя. А что самого важного в нас что подлежит улучшению?
Наверное опять же наша личность...
Очень понравились рассуждения насчет черно-белого мира и деления на "мы-они" с обвинением "их" во всех "наших" бедах. Такое как раньше было повсеместно, так и сейчас то и дело встречается.
Рассуждения про единство и борьбу?..