2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
 
 Re: Задача для 9 класса
Сообщение10.10.2011, 10:15 
Заблокирован
Аватара пользователя


11/09/11

650
Красота данной задачи не в том, чтобы определить минимально возможное число, а в нахождении общей зависимости. Этим сейчас и занимаюсь с учащимися математической школы. О результатах сообщу позже.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача для 9 класса
Сообщение10.10.2011, 11:37 
Заслуженный участник


20/12/10
9111
Klad33 в сообщении #491212 писал(а):
Красота данной задачи не в том, чтобы определить минимально возможное число, а в нахождении общей зависимости.
Поставим задачу так: дано достаточно большое число $M$; требуется вставить между $19$ и $96$ число $k$ с наименьшим количеством цифр так, что получившееся число делилось на $M$ (в исходной постановке $M=1997$). Сколь много потребуется вычислений, чтобы найти это $k$? Предварительно вычислив $l=96/100 \bmod{M}$, далее последовательно подставляем $m=1,2,3,\dots$ в формулу
$$
k \equiv -19 \cdot 10^m-l \pmod{M}.
$$
Очевидно, что не более чем за $[\log_{10}(M)]+1$ таких вычислений мы найдём искомое $k$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача для 9 класса
Сообщение10.10.2011, 12:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5500
Нов-ск
Школьники решают без перебора следующим образом.

$1997x=19 \cdots 96  \rightarrow x=100y+68$
$1997 \cdot 68= 135796$
$1997y=-1357+ 19 \cdots,$ где $19 \cdots$ имеет по крайней мере 5 знаков
$19000-1357=1997 \cdot 9-330  \rightarrow 19 \cdots=19330$

Числа $19 \cdots$ с 5 знаками могло и не найтись, но с 6 знаками нашлось бы обязательно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача для 9 класса
Сообщение10.10.2011, 14:33 
Заблокирован
Аватара пользователя


11/09/11

650
Совместными усилиями было найдено общее решение задачи:

$1997(10^n - 100 m - 32)$ , где:

$n>2 \, ; \quad 0 \le m \le \frac{97}{1997} 10^{n-2}$

Минимальное число получаем при $n=3 \, ; \quad m=0$

PS. Правая граница m округляется до целого числа, следовательно точность этой границы $\pm1$

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача для 9 класса
Сообщение11.10.2011, 13:18 
Заблокирован
Аватара пользователя


11/09/11

650
Небольшое уточнение в левой границе m. Теперь математическая модель окончательно выглядит так:

$1997(10^n - 100 m - 32)$ , где:

$n>2 \, ; \quad -\frac{3}{1997} 10^{n-2} \le m  \le \frac{97}{1997} 10^{n-2}$

Минимальное число получаем при $n=3 \, ; \quad m=0$

PS. Границы m округляются до целого числа, следовательно точность этих границ $\pm1$

Получены более общие формулы, позволяющие такую же задачу решать, например, для чисел 1994 и 1995.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача для 9 класса
Сообщение11.10.2011, 13:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5500
Нов-ск
Klad33 в сообщении #491599 писал(а):
Получены более общие формулы, позволяющие такую же задачу решать, например, для чисел 1994 и 1995.
Такая же задача для чисел 1994 и 1995 решения не имеет, т.к. число с 4 на конце не делится на 1995 (и число с 5 на конце не делится на 1994).

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача для 9 класса
Сообщение11.10.2011, 15:43 
Заблокирован
Аватара пользователя


11/09/11

650
Да, конечно! Я поспешил. Речь идет только о простых вторых числах, например, 1994 и 1993. Тогда уравнение будет

$1993(10^n-100m-42)$

ну и с соответствующими ограничениями на n и m

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача для 9 класса
Сообщение11.10.2011, 19:00 
Заблокирован
Аватара пользователя


11/09/11

650
Что интересно, если принять приведенную выше пару 1994 и 1993, будем иметь:

$1993(10^n - 100 m - 42)$ , где:

$n>2 \, ; \quad -\frac{7}{1993} 10^{n-2} \le m  \le \frac{93}{1993} 10^{n-2}$

Минимальное число 1909294
--------------------------------------------

Для пары 1926 и 1993:

$1993(10^n - 100 m - 18)$ , где:

$n>2 \, ; \quad -\frac{7}{1993} 10^{n-2} \le m  \le \frac{93}{1993} 10^{n-2}$

Минимальное число 1957126

То есть ограничения совершенно одинаковые и зависят только от множителя 1993

----------------------------------------------------------------------------------------

Для пары 1988 и 1951:

$1951(10^n - 100 m - 12)$ , где:

$n>2 \, ; \quad -\frac{49}{1951} 10^{n-2} \le m  \le \frac{51}{1951} 10^{n-2}$

Минимальное число 1927588

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 68 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group