мне не нравится
Приношу извинения. Тогда жду объяснений, почему, по вашему мнению, "это метафизика, а не наука".
Скажу в заключение (для интересующейся публики), что, то, что понимал под физикой Аристотель - это не та наука о природе, которую мы сейчас воспринимаем, а, скорее, наука о "природе вещей".
На ту эпоху эти вещи не разделялись. Под "физикой" Аристотель понимал вообще то, что буквально соответствует греческому physis ("природа"), а "наукой о природе вещей" не занимался, просто набросал в кучу разных знаний и мыслей от сильно абстрактных до приземлённо-фактографических (типа сколько у какой мушки лапок). К этой греческой терминологии восходит название не только современной физики, но и современной физиологии, что уже должно дать понять, о каком дапазоне идёт речь. (Пишу тоже для "интересующейся публики", поскольку
Парджеттер всё это прекрасно знает.)
И в этом ракурсе он рассматривал многие проблемы - именно в телеологическом.
Не именно, а в том числе в телеологическом - и во многих других.
И вообще, довольно странно это всё оценивать с современных позиций, потому что современная наука ни разу не телеологическая.
Смотря какая наука. Есть, например, экономика и политология.
Потому что это очень интересно + позволяет делать всякие полезные вещи? Или вы о начальном толчке? Может гениальные люди?
Проблема в том, что это интересно, это позволяет, но эти факторы раньше и в других местах не играли никакой роли. Во-первых, люди обычно занимаются не тем, что интересно, а тем, что необходимо для выживания (в цивилизованные времена - зарабатывают на хлеб насущный, обычно скучными занятиями). Тем, что интересно, может позволить себе заниматься мизерный процент населения, не совсем совпадающий с наиболее умной и образованной его частью. Вот этот процент и был недостаточен, чтобы наука вне Европы 17 века становилась массовым социальным явлением. Во-вторых, ценность всяких полезных вещей в человеческой культуре издавна оценивалась по разным критериям (традиционность, красота, соответствие религии, например), и такого прямолинейного торгашеского прагматизма, как в протестантской Европе ("всё, что позволит мне обогнать конкурентов и разбогатеть - хорошо"), практически никогда и нигде больше не возникало. На государственном уровне (герцоги, дожи, курфюрсты) такая логика встречалась почаще, но видимо, государственных заказчиков недостаточно для запуска массового социального явления. Я так понимаю, причина именно в таких факторах, а не в конкретных людях.