Какие возражения будут против введённого определения взаимной скорости, кроме бесполезности этого понятия?
Пожалуй, отсутствие физического смысла.
Взаимная скорость, это физическая величина, измеряемая радаром, которым пользуются инспекторы дорожного движения. Зачем тогда выпускать приборы, которые измеряют величину, не имеющую физического смысла?
Расстояния между планетами я определять не буду.
Ну, тогда добро пожаловать в Пургаторий
По поводу расстояния между планетами. Я надеюсь Вам известно, что прежде, чем были определены расстояния между планетами, были многочисленные наблюдения астронома Тихо Браге, который результаты своих наблюдений свёл в таблицы. Обработав результаты этих наблюдений, другой астроном Кеплер вывел законы движения планет. Это огромный труд, и вычисления проводились без всяких ЭВМ, их тогда не было. Затем были составлены уравнения движения планет (кстати, они эмпирические), и только по этим уравнениям появилась возможность вычислять расстояния между планетами на определённую дату.
Вы хотите, чтобы я занялся этими вычислениями, а зачем? Какое отношение это имеет к нашей теме? Вы спросите тогда, а зачем я завёл разговор о расстоянии между Землёй и Юпитером? Я на это отвечал, и отвечу ещё раз. Расстояние между Землёй и Юпитером в определённый момент времени имеет вполне определённое значение. Это расстояние дано природой как неопровержимый факт, и не зависит от выбора системы отсчёта. Оно не зависит, также от каких бы там ни было наблюдателей, движущихся во всевозможных ИСО (с часами или без) и вообще от того, измерено ли это расстояние кем-то или нет.
И не надо меня пугать пургаторием. Я Вашу тактику понимаю, главное, чтобы слово пургаторий прозвучало в теме несколько раз, чтобы потом отправить тему в пургаторий, под предлогом того, что меня об этом уже предупреждали.
Вы заставляете меня отвечать на всякие каверзные вопросы, не относящиеся к теме, а в этих ответах вы снова цепляетесь за всякие неточности, наводя тем самым словесный транс и уходя от темы, и пытаясь доказать, что я безграмотный, тупой и достоин пургатория.
Цитата:
Расстояния между планетами я определять не буду. Не буду также решать всякие задачи про пирамиды и сферические треугольники, это не относится к теме.
Причина другая - вы не способны решить школьную задачу.
Раз Вы настаиваете, я приведу решение задачи про пирамиду.
Представьте себе, что у меня есть геометрическое воображение. Мысленно отрезая от куба с единичным ребром (и объёмом) четыре угла, т.е. четыре равновеликих пирамиды, заданных в условии задачи, получаем обрезок, представляющий собой тетраэдр (платоново тело) с ребром
. Объём правильного тетраэдра известен.
. Далее отнимая от объёма куба, равного единице, объём тетраэдра и деля то, что осталось на четыре, получаем объём одной пирамиды, заданной в условии задачи:
от единицы объёма.
Если у вас нет возражения по поводу решения, то ответьте на вопрос: зачем Вы меня заставили решать эту задачу, какое отношение она имеет к теме?
Далее по поводу суммы углов сферического треугольника. Вы, наверное, думаете, что тот факт, что эта сумма больше чем
поразит меня? Не считайте себя умнее других. Вы свою спесь и амбициозность маленько отрегулируйте. Ещё со студенческих времён я познакомился со сферической тригонометрией, рассчитывая карданову ошибку (знаете, что это такое?).
Вот Вы ещё не решили здесь ни одной задачи, даже «детсадовского уровня».
Цитата:
нужно придерживаться именно этого соглашения и не менять его туда-сюда без всякого на то обоснования.
Почему? До вас никак не дойдет, что вы вольны расставлять начала векторов как вам будет удобно наплевав на массы или любые другие физические параметры объектов.
Почему принято радиус-вектор точки проводить от начала координат к точке, а не наоборот? Мы же не можем на одном и том же чертеже, в одной и той же задаче, часть радиус-векторов провести от начала координат к точке, а другую часть от точки к началу координат. Если мы условились, что ток течёт от плюса к минусу, то в пределах хотя бы одного учебника мы не должны нарушать это соглашение как нам заблагорассудится во избежание недоразумений и путаницы. Когда речь идёт об изучении движения систем материальных точек, то однообразие обозначений и соглашений позволяет сравнивать эти решения между собой. Иначе, формулы решения одной и той же задачи, представленные в двух или более вариантах произвольно расставленных векторов, будут выглядеть по-разному, хотя задача одна. Я решал множество задач, связанных с системами материальных точек и убедился в явном преимуществе обозначений точек как
, где индекс
- порядковый номер материальной точки в порядке возрастания масс (по сравнению с обозначениями точек как
,
,
, и т. д.).
Цитата:
1. вариант: дрезина движется навстречу поезду. Проекция вектора скорости поезда на ось равна 60, а проекция скорости дрезины на эту же ось равна -40. Их разность равна -100.
А почему их разность это
а не
? Обоснуйте.
Посмотрите на эту ссылку
http://dxdy.ru/post452352.html#p452352, и обратите внимание на замечание в конце ссылки (если лень разбираться с формулами).
Приведу это замечание: «точки надо нумеровать в порядке указанном направлением оси. Из проекции вектора скорости второй точки нужно вычитать проекцию вектора скорости первой точки. Если полученная разность отрицательна, то точки сближаются, если положительна, то расстояние между точками увеличивается. Теперь посмотрите на эту ссылку:
http://dxdy.ru/post452965.html#p452965, в ней тоже указано, проекцию скорости какой точки нужно вычитать. Ведь ни у кого не возникает недоразумения, если при вычислении расстояния мы рассматриваем разности координат точек:
, а не наоборот. А, впрочем, я сам виноват, тема новая и не грех было бы лишний раз напомнить правило знаков.
Поясняю: Ось направлена в сторону движения поезда, поэтому в физической модели точка, изображающая поезд считается первой, а точка изображающая дрезину считается второй. Проекция вектора скорости дрезины на ось равна -40, потому, что скорость дрезины в первом варианте направлена в сторону обратную оси, а проекция вектора скорости поезда на ось равна 60, потому, что вектор скорости поезда направлен по оси. Далее, от проекции вектора скорости дрезины -40, отнимаем проекцию вектора скорости поезда 60, получаем: -40-60=-100. Знак минус указывает на то, что расстояние между дрезиной и поездом сокращается с взаимной скоростью равной 100 км/час.
Цитата:
Это и есть взаимная скорость дрезины и поезда, знак минус говорит о том, что расстояние между дрезиной и поездом сокращается.
Пусть железная дорога двухколейная и дрезина с поездом движутся по разным колеям и проехав друг мимо друга начинают удаляться. А знак минус никуда не исчез. Как теперь его понимать?
А главное, куда проще найти векторные разности скоростей и не путаться на ровном месте в знаках. Так что, вопрос о задаче демонстрирующей преимущества введенной ТС скорости остается.
Задача с двухколейной железной дорогой "немного" другая. Привожу рисунок.
Пусть
- поезд, а
- дрезина. Ориентируем ось, проходящую через эти точки в направлении от точки
к точке
. Эта ось составляет с векторами скоростей угол
.
Теперь найдём взаимную скорость поезда и дрезины. Пусть, аналогично предыдущей задаче, скорость поезда по модулю равна 60 км/час, а скорость дрезины по модулю равна 40 км/час. Пусть, для простоты, угол
для некоторого момента времени равен
. Тогда проекция скорости дрезины на ось равна -20, а проекция скорости поезда на ось равна 30. Их разность
. Это и есть взаимная скорость поезда и дрезины для рассматриваемого момента времени. Знак минус говорит о том, что расстояние между дрезиной и поездом сокращается.
Каков физический смысл этой взаимной скорости? Как видно дрезина не может столкнуться с поездом, но если дрезину и поезд в этот момент соединить стержнем, то произойдёт их взаимодействие через стержень. Либо стержень сломается, либо дрезина столкнётся с пути.
Вы говорили о том, что не проще ли рассмотреть просто разность векторов скоростей, но взаимная скорость в этом случае не равна разности векторов скоростей, а равна проекции этой разности векторов на ось. А проекция вектора на ось это скаляр.
Когда дрезина поравняется с поездом, угол
станет прямым, а взаимная скорость станет равной нулю. При дальнейшем движении поезда и дрезины проекции векторов скоростей сменят знак, потому, что угол станет тупым. Вы говорили, что "знак минус никуда не исчез", но он, как видите, исчезает.
Если на поезде установлен радар, который нацелен на дрезину, то он покажет взаимную скорость поезда и дрезины. Если радар установлен на дрезине и нацелен на поезд, то он покажет то же самое.
Какие возражения будут против введённого определения взаимной скорости, кроме бесполезности этого понятия?
- От чего умер погибший, кроме пули в голову?
- Ну, наверное, от волдыря на пятке...
Браво
Munin! Я даже рассмеялся. Ценю хороший юмор.
-- Вт июн 07, 2011 00:26:14 --У меня спрашивали в чём целесообразность введения взаимной скорости. Сразу на этот вопрос трудно ответить. Чего мы не знаем, то вроде как бы нам и не нужно. Только решив множество задач можно сделать вывод о целесообразности или бесполезности этого понятия.