Учусь в провинциальном университете, на физмате. Так совпало, что за 4 года учебы - старых и опытных преподавателей, которые вели какие-либо курсы, можна пересчитать по пальцам 1 руки: большинство лекций и практических вели люди 25-40 лет, которые к сожаленью без бумаки никак. А старые, опытные - или ушли в мир лучший, или читали на других потоках(совпало так).
1 из всех лекторов, кто врезался в голову - уникальный в своем роде человек. Он ни професор, ни академик, даже не имеет ученого степени. Старший преподаватель кафедры физики - но у него никто не видел конспекта.(спрашивали других преподавателей - никто не видел, что б он что-либо когда-либо повторял перед парами с листка\книги) Он ведет множество курсов, начиная от работы в лицее(10-11класы), подготовки олимпиадников на республиканском уровне, обж\охраны труда до спектра курса теорфизики: теормех,стат физика, квантова физика(в том числе км, атомна, ядерна), электродинамика, мат физика.
Все формулы\определения - или с головы на слух читаются, или выводятся на доске очень разборчивым почерком. Причем, любая лекция любой аудитории = ровно 1 доски любого размера (или еще остается свободна часть, если доска большая). Когда узнавали, как же так можна знать не только физику, но и очень глубоко математику (студенты-математики прозревают, правда это может быть из-за недостатка их знаний
) и другие предметы - завкаф расказывает, что просто он очень упорно учился в свое время, но в связи с тем, что тоже окончил провинциальный вуз, в молодости не пошел в науку и многого достиг самообразованием, а счас(ему около 50 лет) уже без взяток\знакомств не дают ход на защиту дисертации, и из-за жизненых принципов продолжает оставатся без научных степеней\званий.
Лекции всегда интересные, неоднотипные(1 и ту же тему может читать несколькими способами, испольуя разные математических подходы), имеют очень строгую структуру. Раньше говорили, еще лет 5-7 назад, он помнил до запятой, на чем остановились на прошлой лекции, и под какими номерами формулы\рисунки были записаны на протяжении всего курса. А так же, всегда приходил\уходил по звонку, при чем время ухода так расчитано было, что заканчивается строчка на доске - звучит фраза "Какие будут вопросы?" - и если вопросов нету то звучит фраза пара окончена - звучит звонок, или еще какая то байка звучит короткая перед прощанием, если до звонка 1-2 минуты, и ровно после окончания байки - звонок, как хронометр.
Такие преподаватели, однозначно, только развивают интерес к предмету и к науке в целом. Может, не попадались просто люди, которые с бумажки\(подглядывают в бумажку) хорошо ведут лекцию (хорошо - это не только материал знают, но и аудиторией владеют), но думаю что критерий как идет лекция(с бумажками или без) много о чем говорит студентам, да и внезапным "ревизорам".
Кстати, недавно увидел одну из лекций Фейнмана - на удивление, там он часто не отрывается от листка\кафедры и подходит к доске что б что то написать\нарисовать только, а с пояснениями - обратно к кафедре. Это случайно так попало(что Фейнман с бумажками был), или в реальности, другие научные светила так же само, в большинстве, ведут занятия(тоесть - с бумажками)?