(Оффтоп)
Извините, мне совершенно не интересно развлекаться псевдофилософствованиями вокруг аксиомы выбора.
Ради бога, не интересуйтесь -- но только если Вам неинтересен предмет разговора вообще.
Видите ли, я не вижу смысла повторять дискуссию столетней давности. Лет 40 назад я бы с удовольствием это пообсуждал.
Видите ли, есть принципиальная разница между счётной аксиомой выбора и аксиомой выбора в полном объёме. Первую признают вообще все математики (ладно, пусть практически все),
А куда им деваться? Счётная аксиома выбора формализует рассуждения, стандартно используемые математиками, работающими со счётными конструкциями (не объектами). Не будет счётной аксиомы выбора - возможности использования этих конструкций существенно сократятся. О "принципиальной разнице" я скажу чуть дальше.
по поводу второй же -- есть мнения разные.
Ну да. Кому некуда деваться - будут пользоваться аксиомой выбора (Вы правы: термина "полная аксиома выбора" нет, есть просто "аксиома выбора", и есть много ограниченных её вариантов). Не отказываться же от привычных конструкций, тем более, что многие счётные конструкции на несчётный случай не обобщаются (то, что академик П.С.Александров называл "паразитом счётности"; из-за этого порой приходится доказывать теорему, предполагая справедливой континуум-гипотезу).
Со счётным выбором работают все. И, в частности, упомянутые три теоремы/конструкции или не используют вообще никакой аксиомы выбора, или используют лишь счётную. И даже не задумываются об этом за ненадобностью.
Вообще, надобности в явном указании на аксиомы теории множеств обычно нет, и аксиома выбора здесь не является исключением. Аксиомы теории множеств подобраны так, чтобы существовала потенциальная возможность формализовать обычные математические рассуждения и, по возможности, не включают лишнего. Надобность в явной ссылке на аксиомы возникает в достаточно специальных случаях.
Не теоретико-множественникам нет дела ни до каких вообще Зет. Они просто используют то, что считают нужным, не вникая в аксиоматические тонкости теории множеств. И, в частности, для них "аксиома выбора" -- это синоним "полной аксиомы выбора", в то время как "аксиома счётного выбора" -- это и вообще никакая не аксиома, а так, общее место, которое они даже и не замечают в своих выкладках.
Причём, не замечают не только (счётную) аксиому выбора, но и все остальные аксиомы, если не научились их распознавать. Многие ли (я говорю не о математиках) сознательно пользуются коммутативностью сложения натуральных чисел, понимая, что это - некоторая аксиома?
Пример: почему из предела по Гейне следует предел по Коши? Стандартное доказательство выглядит примерно так. Пусть
-- предел по Гейне, но не по Коши, т.е
. Хорошо, возьмём любую последовательность
и для каждого
выберем какую-либо точку
...
Стоп, это уже аксиома счётного выбора.
Гораздо хуже. Точки, выбранные произвольно и независимо друг от друга, могут вообще не образовывать последовательность, а счётная аксиома выбора (вместе с аксиомой подстановки) гарантирует, что получится именно последовательность, а не "неведома зверушка".
Интуитивно очевидна аксиома счётного выбора, и именно поэтому вне теории множеств её никогда и не упоминают, используя неявно. Потому что она как минимум выглядит конструктивно (хотя формально и не конструктивна), давая как минимум намёк на возможность конструктивного построения объекта: берём элемент из первого множества, затем -- из второго и т.д.. И очень часто этот абстрактный выбор удаётся достроить до действительно работающего алгоритма; т.е. аксиома счётного выбора имеет как минимум эвристическую ценность.
Извините, но если мы можем
явно указать выбираемые элементы множеств, то никакая аксиома выбора (хотя бы и счётная) нам не нужна. А если мы были вынуждены воспользоваться счётной аксиомой выбора, то ни о какой конструктивности речи идти не может.
Точно такая же ситуация возникает при выборе одного элемента из одного множества: если мы можем явно определить выбираемый элемент - это, с точки зрения классической (не конструктивной) математики будет конструктивным доказательством. Если же мы вынуждены сказать "множество непусто, поэтому возьмём в нём любой элемент", то никакой конструктивности ни в каком смысле не будет.
Нужно также понимать, что аксиома выбора ничего не выбирает. Она только утверждает: "в таких-то условиях множество функций выбора не пусто". Если мы можем явно определить функцию выбора, мы и без аксиомы выбора знаем, что это множество не пусто; если же явного определения функции выбора дать не можем, то говорим: "по аксиоме выбора, множество функций выбора не пусто, возьмём любую из них".
(Оффтоп)
Но если речь об аксиоме полного выбора
Вы в полемическом запале сочинили что-то странное.
если семейство множеств несчётно, то ни о каком конструктивном алгоритме выбора заведомо не может быть и речи
Об алгоритме? У нас не конструктивная математика (и даже в конструктивизме алгоримы требуются только в советской школе конструктивизма). Но во многих случаях функцию выбора для несчётного семейства можно определить (и обойтись, тем самым, без аксиомы выбора).
Вербицкий как раз говорит о том, что наоборот -- на ней стоит меньшая часть математики. Его позиция сводится примерно к следующему: аксиома выбора -- штука иногда полезная, но "хорошим тоном считается" её всячески избегать, а если уж использовать -- то с обязательным указанием на неё. И в этом он не оригинален, это наиболее распространённый подход.
Нет, если Вербицкий так пишет, то он не прав. За исключением достаточно специальных случаев, упоминать об использовании (или об отказе от) аксиомы выбора нужды нет. Но если очень хочется, кто же запретит.