Я уже ранее засветился как тот самый "гегемон":
Когда я работал на строительстве одного автобана, и понадобилось рассчитывать т.н. переходную кривую, ...
Прораб тогда попросил меня написать решение подробно
(Вы,
e7e5, в той теме тоже участвовали).
Была также тема об
аппроксимации клотоидами.
Судя по Вашему "Ф" в слове кло(Ф/Т)оида, книгу Савёлова Вы раздобыли. Но мне кажется, что "Т" более общепринято.
Когда ваша траектория имеет резкий поворот (типа
![$\rightharpoonup$ $\rightharpoonup$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/0/8/b08887e47b4e7e5356cf5b58113df58e82.png)
), это в механической трактовке называется "жёсткий удар". Здесь фукция
![$\tau(s)$ $\tau(s)$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/f/5/4f5fef9a9edf93045bf307e49d136cd182.png)
(угол наклона касательной от длины дуги) претерпевает скачок. Случай на порядок более гладкий (о котором выше написал
Someone), когда траектория гладкая, но скачок претерпевает кривизна
![$k(s)$ $k(s)$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/f/d/ffd004fe212e0bda8a367b0fc4febf2882.png)
, называли "мягким" ударом. При строительстве автобанов их тоже стараются избегать (понятно, что на самом автобане таких проблем практически не возникает; чаще они возникают при переходе с одной дороги на другую). Хоть я и давно интересуюсь этим, но лишь месяц назад услышал, как заценили велосипедисты новый трек, конструкторы которого позаботились о непрерывности кривизны (не в Крылатском ли? точно не помню, про что именно мне тогда рассказывал один любитель профилей крыл самолётов...).
И об использовании кубических кривых, и о клотоидах в роли
переходных кривых Вы можете прочитать у Савёлова. Но сейчас модно, чтоб не было ещё и экстремумов кривизны (или свести их количество к минимуму). Т.е. чтобы кривизна была монотонна (ну, умные физики легко объяснят и это пожелание). В этом смысле клотоиды плохо помогают. С их помощью вы можете обеспечить
![$G^1$ $G^1$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/1/4/314ff04d41bb399892f47ea2976c085082.png)
-гладкость, но гладкость по кривизне (
![$G^2$ $G^2$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/f/7/3f7406f4b133656f4b620ba54d949e4182.png)
) они не обеспечивают. Какая получится, такая и получится. И вряд ли вкупе (типа по всему "кусочно-клотоидальному" сплайну) монотонная.
Мне удалось построить кривые, обеспечивающие
![$G^2$ $G^2$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/f/7/3f7406f4b133656f4b620ba54d949e4182.png)
-гладкое сопряжение с монотонной кривизной. Одно решение --- двойная логарифмическая спираль (термин из книг Маркушевича по ТФКП, гидромеханические главы), что для дорог не особо годится: не любят конструкторы трансцендентных кривых; подавай им Безье и нурбсы. Второе --- рациональная кривая 4-й степени, что в нурбсовость вполне вписывается. В ряде случаев можно и до 3-й степени опуститься, но здесь я малость сдох. Надоело. Ибо... часто это всё ерунда, делается ради статей и диссеров; иногда вполне можно было бы позволить себе маленький экстремчик кривизны, и никто бы его на дороге не заметил. Как, например, тот неизбежный экстремум, который возникает при аппроксимации дуги окружности кубической кривой Безье.
(Оффтоп)
Вообще-то тот любитель профилей крыл самолётов жаловался, что в точках разрыва кривизны у него что-то там завихривается и мешает летать... Так что я, возможно, скоро поверю, что моё увлечение --- не такая уж ерунда, как мне пока всё же ещё кажется...
-- 08 фев 2011, 01:10 -- Но сейчас модно чтоб ещё и не было экстремумов кривизны. Т.е. чтобы кривизна была монотонна
У спирали Корню, о которой Вы,
e7e5, спрашиваете, кривизна бесконечно монотонна. Потрясающе монотонна. Восхитительно монотонна. Спираль Корню --- апофеоз монотонности кривизны.