2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение07.02.2011, 21:06 


08/05/08
954
MSK
Есть такая кривая:
$R=a/S$, $a=Const$
Слышал, что ее свойства находят применение в строительстве автомагистралей и железных дорог. Могли бы вы пояснить, а какие такие особые свойства есть, чтобы они находили применение в указанных областях жизни?

Обычно, при прокладке дорог нужно плавно соединять тот или иной пункт, чтобы на скорости автомобиль на скорости ровно двигался. Но причем здесь клофоида?

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение07.02.2011, 21:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
Про клотоиду первый раз слышу. Про кубическую параболу в строительстве железных дорог слышал давно.
Роль состоит, собственно говоря, в том, чтобы сделать изменение кривизны пути плавным, а не скачкообразным. Если сопрягать прямолинейные отрезки дугами окружностей, то при переходе с прямолинейного участка на криволинейный будет скачком возникать центростремительная сила, с которой рельс действует на колесо вагона. В вагоне это будет ощущаться как резкий удар.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение07.02.2011, 21:33 


08/05/08
954
MSK
Кубическая парабола $y=bx^3$, тогда приближенно можно записать
$R=\frac {1} {6bx}$ т.е подобрать можно значение b и получить нечто похожее на клофоиду. Она же вроде спираль Корню. Но тогда еще непонятнее, почему спираль Корню, ведь с ней совсем не просто работать?

-- Пн фев 07, 2011 22:35:57 --

Может быть тогда удобнее работать с интегралами Френеля? ( кубическая парабола уж слишком старый подход, для нескоростных поездов?)

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение07.02.2011, 21:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13438
с Территории
Непросто штаны через голову одевать, а тут-то фигня: один раз посчитать, начертить на миллиметровке и отдать гегемонам.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение07.02.2011, 22:07 


08/05/08
954
MSK
Что вы имеете ввиду? Начернить спираль Корню? Миллиметровка? выглядит немного старомодно, когда гегемоны ходят с коммуникаторами.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение07.02.2011, 22:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13438
с Территории
Я и намекал на старое время. Теперь-то, с нынешними вычислительными мощностями - вообще не о чем говорить.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение08.02.2011, 00:21 


29/09/06
4552
Я уже ранее засветился как тот самый "гегемон":
Алексей К. в сообщении #194730 писал(а):
Когда я работал на строительстве одного автобана, и понадобилось рассчитывать т.н. переходную кривую, ...
Прораб тогда попросил меня написать решение подробно
(Вы, e7e5, в той теме тоже участвовали).
Была также тема об аппроксимации клотоидами.
Судя по Вашему "Ф" в слове кло(Ф/Т)оида, книгу Савёлова Вы раздобыли. Но мне кажется, что "Т" более общепринято.

Когда ваша траектория имеет резкий поворот (типа $\rightharpoonup$), это в механической трактовке называется "жёсткий удар". Здесь фукция $\tau(s)$ (угол наклона касательной от длины дуги) претерпевает скачок. Случай на порядок более гладкий (о котором выше написал Someone), когда траектория гладкая, но скачок претерпевает кривизна $k(s)$, называли "мягким" ударом. При строительстве автобанов их тоже стараются избегать (понятно, что на самом автобане таких проблем практически не возникает; чаще они возникают при переходе с одной дороги на другую). Хоть я и давно интересуюсь этим, но лишь месяц назад услышал, как заценили велосипедисты новый трек, конструкторы которого позаботились о непрерывности кривизны (не в Крылатском ли? точно не помню, про что именно мне тогда рассказывал один любитель профилей крыл самолётов...).

И об использовании кубических кривых, и о клотоидах в роли переходных кривых Вы можете прочитать у Савёлова. Но сейчас модно, чтоб не было ещё и экстремумов кривизны (или свести их количество к минимуму). Т.е. чтобы кривизна была монотонна (ну, умные физики легко объяснят и это пожелание). В этом смысле клотоиды плохо помогают. С их помощью вы можете обеспечить $G^1$-гладкость, но гладкость по кривизне ($G^2$) они не обеспечивают. Какая получится, такая и получится. И вряд ли вкупе (типа по всему "кусочно-клотоидальному" сплайну) монотонная.

Мне удалось построить кривые, обеспечивающие $G^2$-гладкое сопряжение с монотонной кривизной. Одно решение --- двойная логарифмическая спираль (термин из книг Маркушевича по ТФКП, гидромеханические главы), что для дорог не особо годится: не любят конструкторы трансцендентных кривых; подавай им Безье и нурбсы. Второе --- рациональная кривая 4-й степени, что в нурбсовость вполне вписывается. В ряде случаев можно и до 3-й степени опуститься, но здесь я малость сдох. Надоело. Ибо... часто это всё ерунда, делается ради статей и диссеров; иногда вполне можно было бы позволить себе маленький экстремчик кривизны, и никто бы его на дороге не заметил. Как, например, тот неизбежный экстремум, который возникает при аппроксимации дуги окружности кубической кривой Безье.

(Оффтоп)

Вообще-то тот любитель профилей крыл самолётов жаловался, что в точках разрыва кривизны у него что-то там завихривается и мешает летать... Так что я, возможно, скоро поверю, что моё увлечение --- не такая уж ерунда, как мне пока всё же ещё кажется...


-- 08 фев 2011, 01:10 --

Алексей К. в сообщении #410364 писал(а):
Но сейчас модно чтоб ещё и не было экстремумов кривизны. Т.е. чтобы кривизна была монотонна
У спирали Корню, о которой Вы, e7e5, спрашиваете, кривизна бесконечно монотонна. Потрясающе монотонна. Восхитительно монотонна. Спираль Корню --- апофеоз монотонности кривизны.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение08.02.2011, 22:18 


08/05/08
954
MSK
Алексей К. в сообщении #410364 писал(а):
Мне удалось построить кривые, обеспечивающие $G^2$-гладкое сопряжение с монотонной кривизной. Одно решение --- двойная логарифмическая спираль (термин из книг Маркушевича по ТФКП, гидромеханические главы), что для дорог не особо годится: не любят конструкторы трансцендентных кривых; подавай им Безье и нурбсы. Второе --- рациональная кривая 4-й степени, что в нурбсовость вполне вписывается. В ряде случаев можно и до 3-й степени опуститься, но здесь я малость сдох. Надоело. Ибо... часто это всё ерунда, делается ради статей и диссеров; иногда вполне можно было бы позволить себе маленький экстремчик кривизны, и никто бы его на дороге не заметил. Как, например, тот неизбежный экстремум, который возникает при аппроксимации дуги окружности кубической кривой Безье.

Пусть даны точки A, B. Известна монотонная кривая $k_1(s)$ приходящая в A. Известна также монотонная кривая $k_2(s)$, приходящей в B. Нужно построить
такой кусочек (сплайн) клатоиды ( спирали Корню), который бы соединял точки A и B, и удовлетворял кривизне и касательным в этих точках.

Иными словами, если спираль Корню это позволит сделать, то можно ли сделать это другим способом? Конечно, случаи параметров точек A, B аппроксимации прямой или окружностью опускаем.

Далее, если аппроксимировать более простой рациональной кривой ( 3-ей степени), позволит ли это решить поставленный вопрос.

Еще более меня интересует способ сопряжения для конкретных $k_{1,2}(s)$, но сначала хорошо бы понять общую теорию.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение08.02.2011, 22:45 


29/09/06
4552
Для начала должен признаться, что я мало что понял. Скорее, ничего не понял. Во первых строках фигурирует окружность, которая дальше не упоминается:
e7e5 в сообщении #410720 писал(а):
Пусть на окружности даны точки A, B.
Бывают ли две точки A, B, которые не лежат на окружности?

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение08.02.2011, 22:46 


08/05/08
954
MSK
Если быть более точным в практическом вопросе:
$\rho_1(\phi)=\phi^2/2$, $\phi \to 0$
$\rho_2(\phi)=\phi -\frac {4} {3\phi}$, $\phi \ge 2$

Вот промежуток нужно аппроксимировать.

Если не сложно,подскажите что дают Ваши методы?

-- Вт фев 08, 2011 23:48:47 --

(Оффтоп)

окружность убрал

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение08.02.2011, 23:24 


29/09/06
4552
Это не совсем практический вопрос. Это теоретический вопрос. Практический --- это когда Вы мне даёте конкретные условия в начальной точке, и конкретные условия в конечной точке. Хотя алгоритм прост, выражения в общем виде будут бесконечно громоздкими.
Вот я догадываюсь, что Вы мне дали уравнения двух кривых в полярной системе координат. Далее Вы хотите, чтоб я сам назначил пару точек, $\varphi_1$ на первой кривой и $\varphi_2$ на второй; далее, чтобы я сосчитал граничные условия, которые надо удовлетворить: координаты, наклоны касательных и кривизны в обеих точках (сами то уравнения кривых мне как бы на фиг не нужны; :D только для расчёта граничных условий; которые, по-хорошему, должен задать заказчик дороги или, на худой конец, прораб).

Заданные условия я первым делом приведу в удобную (для себя) систему координат, а именно в эту. Уже тут страшно подумать, во что превратятся Ваши изначальные $\rho_{1,2}(\phi_{1,2})$.
Немного будучи в курсе Ваших увлечений, заверю Вас, что это непродуктивно. Из той же темы, где я на систему координат ссылаюсь, Вы можете оценить ширину области, внутри которой лежат все все возможные "монотонные" решения (если они существуют).
Попытавшись выполнить хотя бы эту оценку (а информации в той теме предостаточно для этого), Вы согласитесь, что сей подход непродуктивен для Вашего теоретизирования.

Ну, возьмёте Вы конкретно мою кривульку, и что? Явные выражения там будут дикими и неоперабельными для анализов (хотя и простейшими из мне известных). А главное, ничего общего с искомой Вами кривой не имеющими. Это у меня в декартовых координатах будет рац. 4-го порядка кривая. А Вы полярные уравнения захотите сравнивать... Ужос... Брррр...

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение09.02.2011, 08:21 


09/06/06
367
Someone в сообщении #410271 писал(а):
Про кубическую параболу в строительстве железных дорог слышал давно.

А не полукубическая ?

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение09.02.2011, 09:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
Да мало ли подходящих кривых.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение09.02.2011, 21:12 


08/05/08
954
MSK
Someone в сообщении #410847 писал(а):
Да мало ли подходящих кривых.


Вообщем случае совсем немного.
Если сплайн из клотоиды соединяет A и B, для которых заданы прорабом кривизны и наклоны касательных ( как удалось найти иногда говорят Hermite matching), то доказывается единственность существоания сплайна клотоиды
А док-во начинается с того, что A можно разместить в начало координат, единичный вектор наклона касательной $\tau_{A}$ совместить с осью абсцисс. Сделать доп., но не существенное ограничение, что вектор касательной к клотоиде совершает вращение на угол меньший $\pi$ и.т.д. Далее, интегралы Френеля допускают более или менее легкое рациональное аппроксимирование. А саму клотоиду можно выразить в терминах этих же интегралов и рациональной аппроксимации. Все это при достаточном усердии и наличии времени легко ляжет на коммуникатор "гегемона" ( коммуникатор с программой легко порешает нелинойное ур-ние, решит систему ур при необходимости).
Тогда возникает вопрос, да, можно аппроксимировать другими кривыми, но в чем тогда преимущество других методов по сравнению с клотоидой, которая строится легко на коммуникаторе?

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение09.02.2011, 21:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
А что, кубическая парабола строится сложнее, чем клотоида?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group