А мне не нравится категоричность некоторых высказываний. Чем провинился второй закон Ньютона в изложенным кем-то из посетителей виде - сила, приложенная к телу, равна производной импульса по времени. Этот закон справедлив как для классической механики, так и для релятивистской. Надо только помнить, что вы имеете дело с производной произведения двух функций, зависящих от скорости, и не выносить огульно массу за дифференциал, как в классике. Вот, кстати, и иллюстрация к заданному кем-то вопросу - почему, постоянно прикладывая силу к телу, нельзя его разогнать до скорости света: да масса растет неудержимо. Почему в этом законе фигурирует вторая производная координат от времени, не первая, третья и тд... Да примите Вы это в качестве аксиомы, подтвержденной экспериментально. В конце концов физика не является абсолютно точной наукой. И все разделы ее работают со своими идеализированными моделями предметов и явлений и имеют свою аксиоматику. Даже точная наука - математика имеет свои аксиомы, которые в процессе развития могут оказываться не абсолютно верными. В школе никто не сомневался в справедливости пятого постулата Евклида, хотя никто его, кстати, экспериментально не проверял. Ан, потом нам объяснили, что это частный случай для нулевой кривизны. Одно из основных условий для принятия новой, более общей, теории - преемственность. Надо показать, как и при каких условиях новое переходит в старое. Например, релятивизм - в классику при уменьшении скорости, квантовая теория - в классическую при уменьшении постоянной Планка. Есть еще, если я правильно помню, некий параметр Келдыша, который позволяет применять квазиклассику при рассмотрении поведения атома в электромагнитном поле. Что касается вопроса, изучать - не изучать... Конечно изучать, если нужно по работе или, если интересно. Если не особо нужно, то можно и не углубляться. Но знать про существование несомненно надо. Может - иллюстративно, преподать это адаптивно как-то, не вдаваясь в дебри. Конечно, не надо заставлять старшеклассника обсчитывать диаграммы Фйнмана и шпурить S-матрицы. Но рассказать, что такое существует, и что это позволяет количественно объяснять электрослабое взаимодействие, на мой взгляд необходимо. Мало ли, что это не пригодится. Релятивизм не учитывают, например, при строительстве мостов, наверняка и - при выводе спутников на орбиту Но спецы, которые рассчитывают нагрузки на мост и динамику движения ракеты, наверняка знают, что релятивистская механика существует. В конце концов мы все вспоминаем, что Земля не инерциальная система отсчета, только придя на берег реки или - в Исаакиевском соборе в Питере. Но нам же это еще в школе рассказали. А если рассуждать, как умнейший человек Холмс: "Ватсон, а зачем мне знать движется ли Солнце вокруг Земли или наоборот, если это не поможет мне в моем деле - раскрытии преступлений." - то можно дойти до глухого невеждества. Например, если человек собрался быть поваром, то из всех наук ему нужна только арифметика, чтобы взвешивать ингредиенты для приготовляемых блюд. И не нужно ему знать об алгебре, о тригонометрии, о том что на свете жили Гомер, Цезарь, Наполеон, Гитлер и прочие, там, людишки. Что касается утверждения, что релятивисты что-то там своровали, то я его не совсем понимаю. Да, Лоренц, действительно, вывел свои преобразования до Эйнштейна. Но не вложил в них физического смысла. А Эйнштейн, конечно, воспользовался математикой Лоренца, но вложил в нее смысл и сделал выводы. В том, что ученик пользуется результатами работы своего учителя, а потом и превосходит его в чем-то, нет ничего зазорного. И еще. Можно очень много нарисовать вопросов, связанных с СТО, которые приводят к парадоксальным на первый взгляд выводам. Сам грешил на досуге разрешением таких проблем. И если кто-то не может с подобным вопросом справиться самостоятельно, то человеку, знающему ответ, наверное, целесообразно помочь. Может, не давать полного решения, но подсказать путь. А говорить:"На хрен ты, чудило, полез в СТО!" - на мой взгляд не очень корректно.
|