Читаю как Перельман доказывает что для того чтобы вас в машине не тряхнуло неожиданное препятствие на дороге, нужно как следует разогнаться и расшибить его в щепки. (
Занимательная Механика, издательство «Терра», 2007):
Цитата:
в «Первой книге для чтения Л. Н. Толстого был помещен следующий рассказ:«Один раз машина (поезд) ехала очень скоро по железной дороге. А на самой дороге, на переезде, стояла лошадь с тяжелым возом. Мужик гнал лошадь через дорогу, лошадь не могла сдвинуть воза, потому что колесо соскочило. Кондуктор закричал машинисту: «Держи» — но машинист не послушался. Он смекнул, что мужик не может ни согнать лошадь с телегой, ни своротить ее, и что машину сразу остановить нельзя. Он не стал останавливать, а самым скорым ходом пустил машину и во весь дух налетел на телегу. Мужик отбежал от телеги, а машина, как щепку, сбросила с дороги телегу и лошадь, а сама не тряхнулась, пробежала дальше. Тогда машинист сказал кондуктору: «Теперь мы только убили одну лошадь и сломали телегу; а если бы я тебя послушал, мы сами бы убились и перебили бы всех пассажиров. На скором ходу мы сбросили телегу и не слыхали толчка, а на тихом ходу нас бы выбросило из рельсов».
Можно ли это происшествие объяснить с точки зрения механики? Мы имеем здесь случай удара не вполне упругих тел, причем тело ударяемое (телега) было до удара неподвижно. Обозначив массу и скорость поезда через m1 и v1, массу и скорость телеги через m2 и v2 = 0, применяем уже известные нам формулы:
u1 = (1 + e) u - ev1; u2 = (1 + e) u - ev2, // e - коэффициент упругости
u = (m1v1 + m2v2) / (m1 + m2).
Разделив в последнем выражении числитель и знаменатель дроби на m1 получим:
u = (v1 + m1/m2 v2) / (1 + m1/m2)
Но отношение m1/m2 массы телеги к массе поезда ничтожно; приравнивая его нулю, имеем приблизительно u ≈ v1. Значит, поезд после столкновения будет продолжать путь с прежней скоростью; пассажиры не ощутят никакого толчка (изменения скорости).
А что будет с телегой? Ее скорость после удара, u2 = (1 + e)u = (1 + e)v1 превышает скорость поезда на ev1. Чем больше была скорость v1 поезда до удара, тем больше внезапно полученная телегой скорость, тем больше сила удара которая разрушает телегу. Это в данном случае имеет существенное значение; для избежания катастрофы необходимо преодолеть трение телеги; при недостаточной энергии удара она могла бы служить серьезной помехой, оставаясь на рельсах.
Итак, разгоняя поезд, машинист поступил правильно: благодаря этому поезд, не претерпев сам сотрясения, устранил телегу со своего пути. Нужно заметить, что рассказ Толстого относился к сравнительно тихоходным поездам его времени.
Не верю! Во-первых, непонятно зачем выводить формулу добавочной скорости телеги, если конечная мысль - то что скорый поезд сильнее дробит телегу - и она никак не следует из выведеной формулы? Во-вторых, из того что сила разрушения телеги больше, вообще следует что больше и сила торможения поезда - удара которого боятся пассажиры. Да, доказательство начинается с того что поезд не почувствует столкновения при любом раскладе - скорость не меняется какая бы не была начальная. Но чего тогда вообще сыр-бор городить? Бестолковое оправдание похоже на попытку прикрыть развлечение одуревшего от безнаказанности типа - желание
мат вырезан //photon всё на своём пути.
Наконец я знаю что нельзя источники одно типа соеденять друг с другом, если они имеют разное значение. Если например соеденить два источника напряжения 12 и 5 вольт получшится вспышка - что-то сломается. Движущиеся тела - источники тока. Нельзя движущиеся на разной скорости машины соеденять друг с другом - тоже будет представление. Отсюда вывод: сотрясение тем меньше чем меньше, а не больше, разность скоростей. Перед столкновением нужно претормаживать!
Однако в интернете я нащёл издание (Большого Террора, 1937). Там, вместо
Цитата:
Чем больше была скорость v1 поезда до удара, тем больше внезапно полученная телегой скорость, тем больше сила удара которая разрушает телегу. Это в данном случае имеет существенное значение;
сказано
Цитата:
Так в чём смысл? В том чтобы, придав ей скорость, (эластично) столкнуть с дороги или сильный удар который её разрушит вместе с лошадью?