А у меня параллельный вопрос возник: а нужны ли практические занятия?… (ну или семинарские, кому какой термин больше нравится)
Наверное не нужны. Задачки роздал, ответики собрал, оценочки всем поставил -- и всем адью. Не так ли?…
В свое время мне довелось узнать о существовании системы преподавания математики без практических занятий, но с лекциями в Комплутском университете (г. Мадрид). Это было еще в прошлом тысячелетии (1998-1999гг.), но, думаю, что она существует и по сей день. Склонен также полагать, что эта система действует и других университетах Испании, да и, наверное, в других странах Европы.
Суть этой системы состоит в следующем. Преподаватель читает лекции, в которых приводит лишь общие сведения без разбора конкретных задач. И принимает экзамены, которые — письменные, и на которых требуется решать задачи. Мне показывали список задач для экзамена. Они составлены очень грамотно — просто зазубрив общие сведения без понимания материала, их решить невозможно. Ну и еще упомяну, что высшее образование в Испании — бесплатное (по крайней мере было тогда, и, думаю, что оно бесплатно и сейчас). Экзамены принимаются очень строго. Попытки расжалобить преподавателя бесполезны. (На эти попытки, он говорит, что он всего лишь человек, нанятый государством, чтобы проверять соответствие знаний студентов государственным стандартам. А если он будет допускать какие-либо поблажки кому-нибудь, то его просто уволят.)
В общем, получается, что сдать экзамены могут только студенты с достаточно высоким уровнем математической культуры, которую обычно прививают либо в семье (математической, естественно), либо в спецшколе. Таких студентов очень мало (думаю, что в Комплутском университете в большинстве потоков таких просто нет). Что же делать основной массе студентов? Оказывается есть выход. Существуют платные учебные заведения, так называемые академии, работающие в вечернее время, в которых преподаватели учат студентов решать задачи, т.е. проводят практические занятия. Плата за такие занятия довольна высока, и преподаватели в академиях получают, я думаю, прилично. (Естественно, что преподаватели университетов не имеют права работать в таких учебных заведениях.) Уверен, что посещаемость занятий в академиях — стопроцентная.
Из всего вышеизложенного следует, что высшее образование, полученное по такой системе, вряд ли можно считать бесплатным.
Мне эта система в целом понравилась. (Представляя себе, что я учился бы в рамках такой системы, я самонадеянно думаю, что я бы все-таки сумел обойтись без академий, хотя и вырос я в рабочей семье и не учился в математической спецшколе. (Лишь бы издавался журнал "Квант" во время моего обучения в школе.)) Но вот в том, что ее можно привить на почву
нынешней России, я сильно сомневаюсь.
Ну а написал я столько много букафф, чтобы узнать мнение об этом других участников форума, как преподавателей, так и студентов.