2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение23.09.2010, 19:38 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
мат-ламер в сообщении #355558 писал(а):
Но терзают меня смутные сомнения. Почему-то кажется, что что-то не так.

Не терзайтесь, да ещё и смутно. Всё ровно так. Хуже того: ровно так эту задачку и принято решать во всех лучших домах.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение24.09.2010, 17:46 
Аватара пользователя


01/12/09
56
aka Snowman
Надо просто записать законы сохранения момента импульса относительно точки подвеса при резкой остановке (потому что относительно этой точки моменты всех действующих сил равны нулю):
$mv \frac l 2  = I \omega$
и закон сохранения энергии в процессе подъема до максимального отклонения:
$\frac{I \omega^2}{2} = mg \frac l 2 (1 - cos \theta_{max})$

Решение этой простенькой системы и дает искомый ответ:
$cos \theta_{max} = 1 - \frac{3 v^2}{4 g l}$

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение24.09.2010, 21:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6696
Issam в сообщении #355823 писал(а):
Надо просто записать законы сохранения момента импульса относительно точки подвеса при резкой остановке (потому что относительно этой точки моменты всех действующих сил равны нулю)
Всё-таки не понял, почему при резкой остановке (по сути, при ударе) должен сохраняться момент импульса.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 03:57 
Аватара пользователя


01/12/09
56
aka Snowman
Момент импульса в общем случае (относительно произвольно выбранной точки) не сохраняется, но...

На стержень действуют лишь сила тяжести, да сила реакции в точке подвеса, других сил нет.
Во время удара линии обеих сил проходят через точку подвеса, т.е. имеют нулевые моменты относительно этой точки.
А условие сохранения момента импульса -- равенство нулю общего момента сил.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 06:57 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Issam в сообщении #355823 писал(а):
Надо просто записать законы сохранения момента импульса относительно точки подвеса при резкой остановке

Боюсь, что это нехорошо. Что значит "резкая остановка"?... Имелась в виду "бесконечно резкая". А если она пусть и резкая, но конечно -- тот момент хоть чуток, но изменится. Тот факт, что при стремлении времени торможения к нулю разность моментов тоже стремится к нулю -- заранее не факт. Так что просто ссылка на закон сохранения момента не пройдёт.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 11:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6696
Вроде разобрался. Что мне не нравилось с самого начала, так это вопрос - куда девается часть кинетической энергии стержня в момент остановки его верхнего конца. До остановки его энергия была $mv^2/2$, а сразу после остановки - $3mv^2/8$. В точке подвеса стержень испытывает удар. Но мне казалось, что этот удар абсолютно упругий и энергия внешней системе (поезд + Земля) передаться не может. Даже подозревал, что момент импульса не будет выполнятся, а часть этого момента передастся Земле. Теперь думаю, что удар в точке подвеса нелься считать абсолютно упругим. При той абстрактной формулировке из задачника (мгновенная остановка), энергия в виде теплоты должна выделится в точке подвеса. Если остановка не мнгновенная, то эта энергия выделится на тормозах поезда. Что касается моего предыдущего поста, то я просто не правильно прочитал сообщение Isaam. Момент импульса надо рассматривать не относительно точки подвеса (которая вначале движется, а затем останавливается), а относительно неподвижной точки, в которой в момент остановки будет находится точка подвеса. Теперь вроде всё понятно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 16:23 
Аватара пользователя


01/12/09
56
aka Snowman
ewert в сообщении #355971 писал(а):
Issam в сообщении #355823 писал(а):
Надо просто записать законы сохранения момента импульса относительно точки подвеса при резкой остановке

Боюсь, что это нехорошо. Что значит "резкая остановка"?... Имелась в виду "бесконечно резкая". А если она пусть и резкая, но конечно -- тот момент хоть чуток, но изменится. Тот факт, что при стремлении времени торможения к нулю разность моментов тоже стремится к нулю -- заранее не факт. Так что просто ссылка на закон сохранения момента не пройдёт.

Это одинаково нехорошо при любом подходе, в том числе и при Вашем.
Вы в таком случае должны будете интегрировать момент силы тяжести, что Вы благополучно проигнорировали, сославшись на мгновенность удара :-)



мат-ламер в сообщении #355995 писал(а):
При той абстрактной формулировке из задачника (мгновенная остановка), энергия в виде теплоты должна выделится в точке подвеса.
Да, должно получиться так, можно считать, что точка подвеса неупруго налетела на нечто очень тяжелое, и в результате мгновенно остановилась.

мат-ламер в сообщении #355995 писал(а):
Момент импульса надо рассматривать не относительно точки подвеса (которая вначале движется, а затем останавливается), а относительно неподвижной точки, в которой в момент остановки будет находится точка подвеса.

Вы правы. Мне следовало бы это оговорить, я как-то по умолчанию подразумевал, что имеется в виду положение точки подвеса, когда "процесс пошел", что называется, -- она с этого момента неподвижна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 16:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
11587
А давайте к нему еще одно звено привесим? Для антиресу, а?

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 17:15 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Issam в сообщении #356088 писал(а):
Это одинаково нехорошо при любом подходе, в том числе и при Вашем.
Вы в таком случае должны будете интегрировать момент силы тяжести, что Вы благополучно проигнорировали, сославшись на мгновенность удара :-)

Почему?... Про моём -- всё просто замечательно. Момент силы тяжести ограничен, а промежуток времени равен нулю, вот интеграл и равен нулю. Кроме того, проблема отнюдь не только в силе тяжести, но и она тоже не проблема. При "моём" подходе (на самом деле он общепринят в таких задачах).

А вот слова про "сохранении момента относительно подвеса" -- для меня загадка. Точка отсчёта задаёт неинерциальную систему отсчёта. Как можно говорить о каком-то сохранении?... (Напомню: формально никакого сохранения и нет.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 17:48 
Аватара пользователя


01/12/09
56
aka Snowman
ewert в сообщении #356106 писал(а):
Issam в сообщении #356088 писал(а):
Это одинаково нехорошо при любом подходе, в том числе и при Вашем.
Вы в таком случае должны будете интегрировать момент силы тяжести, что Вы благополучно проигнорировали, сославшись на мгновенность удара

Почему?... Про моём -- всё просто замечательно. Момент силы тяжести ограничен, а промежуток времени равен нулю, вот интеграл и равен нулю.
Ну... в этом случае и у меня нет никаких проблем. Промежуток времени равен нулю -- стало быть, смещение тоже равно нулю (скорости-то ограничены). Значит, моменты сил тоже равны нулю. Больше ничего не требуется.


ewert в сообщении #356106 писал(а):
При "моём" подходе (на самом деле он общепринят в таких задачах).
Я не спорю, что можно интегрировать уравнения движения в каждой задаче. Но ведь законы сохранения -- это и есть общие интегралы движения, так что можно использовать готовый результат, и не возиться с интегрированием. Хотя, конечно, на вкус и цвет...


ewert в сообщении #356106 писал(а):
А вот слова про "сохранении момента относительно подвеса" -- для меня загадка. Точка отсчёта задаёт неинерциальную систему отсчёта.
А никто не предлагал пользоваться неинерциальной системой отсчета, имеющей бесконечное ускорение в течение бесконечно малого промежутка времени. И я не знаю, что делать с такими СО, и зачем вообще они нужны.

Вообще-то, если пренебречь временем остановки (не включать в рассмотрение), точка подвеса задает две инерциальные системы отсчета: до столкновения , и после столкновения (столкновение считается мгновенным, не забыли?). Можете записывать законы сохранения в любой ИСО, но проще, конечно, в той, где точка подвеса уже стоит. Я уже пояснял это.


ewert в сообщении #356106 писал(а):
Точка отсчёта задаёт неинерциальную систему отсчёта. Как можно говорить о каком-то сохранении?... (Напомню: формально никакого сохранения и нет.)
Ну Вы бы уж тогда хоть самому себе не противоречили, что ли...
Вы же пользовались законом сохранения энергии :-)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group