2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение23.09.2010, 19:38 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
мат-ламер в сообщении #355558 писал(а):
Но терзают меня смутные сомнения. Почему-то кажется, что что-то не так.

Не терзайтесь, да ещё и смутно. Всё ровно так. Хуже того: ровно так эту задачку и принято решать во всех лучших домах.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение24.09.2010, 17:46 
Аватара пользователя


01/12/09
56
aka Snowman
Надо просто записать законы сохранения момента импульса относительно точки подвеса при резкой остановке (потому что относительно этой точки моменты всех действующих сил равны нулю):
$mv \frac l 2  = I \omega$
и закон сохранения энергии в процессе подъема до максимального отклонения:
$\frac{I \omega^2}{2} = mg \frac l 2 (1 - cos \theta_{max})$

Решение этой простенькой системы и дает искомый ответ:
$cos \theta_{max} = 1 - \frac{3 v^2}{4 g l}$

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение24.09.2010, 21:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7162
Issam в сообщении #355823 писал(а):
Надо просто записать законы сохранения момента импульса относительно точки подвеса при резкой остановке (потому что относительно этой точки моменты всех действующих сил равны нулю)
Всё-таки не понял, почему при резкой остановке (по сути, при ударе) должен сохраняться момент импульса.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 03:57 
Аватара пользователя


01/12/09
56
aka Snowman
Момент импульса в общем случае (относительно произвольно выбранной точки) не сохраняется, но...

На стержень действуют лишь сила тяжести, да сила реакции в точке подвеса, других сил нет.
Во время удара линии обеих сил проходят через точку подвеса, т.е. имеют нулевые моменты относительно этой точки.
А условие сохранения момента импульса -- равенство нулю общего момента сил.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 06:57 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Issam в сообщении #355823 писал(а):
Надо просто записать законы сохранения момента импульса относительно точки подвеса при резкой остановке

Боюсь, что это нехорошо. Что значит "резкая остановка"?... Имелась в виду "бесконечно резкая". А если она пусть и резкая, но конечно -- тот момент хоть чуток, но изменится. Тот факт, что при стремлении времени торможения к нулю разность моментов тоже стремится к нулю -- заранее не факт. Так что просто ссылка на закон сохранения момента не пройдёт.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 11:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7162
Вроде разобрался. Что мне не нравилось с самого начала, так это вопрос - куда девается часть кинетической энергии стержня в момент остановки его верхнего конца. До остановки его энергия была $mv^2/2$, а сразу после остановки - $3mv^2/8$. В точке подвеса стержень испытывает удар. Но мне казалось, что этот удар абсолютно упругий и энергия внешней системе (поезд + Земля) передаться не может. Даже подозревал, что момент импульса не будет выполнятся, а часть этого момента передастся Земле. Теперь думаю, что удар в точке подвеса нелься считать абсолютно упругим. При той абстрактной формулировке из задачника (мгновенная остановка), энергия в виде теплоты должна выделится в точке подвеса. Если остановка не мнгновенная, то эта энергия выделится на тормозах поезда. Что касается моего предыдущего поста, то я просто не правильно прочитал сообщение Isaam. Момент импульса надо рассматривать не относительно точки подвеса (которая вначале движется, а затем останавливается), а относительно неподвижной точки, в которой в момент остановки будет находится точка подвеса. Теперь вроде всё понятно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 16:23 
Аватара пользователя


01/12/09
56
aka Snowman
ewert в сообщении #355971 писал(а):
Issam в сообщении #355823 писал(а):
Надо просто записать законы сохранения момента импульса относительно точки подвеса при резкой остановке

Боюсь, что это нехорошо. Что значит "резкая остановка"?... Имелась в виду "бесконечно резкая". А если она пусть и резкая, но конечно -- тот момент хоть чуток, но изменится. Тот факт, что при стремлении времени торможения к нулю разность моментов тоже стремится к нулю -- заранее не факт. Так что просто ссылка на закон сохранения момента не пройдёт.

Это одинаково нехорошо при любом подходе, в том числе и при Вашем.
Вы в таком случае должны будете интегрировать момент силы тяжести, что Вы благополучно проигнорировали, сославшись на мгновенность удара :-)



мат-ламер в сообщении #355995 писал(а):
При той абстрактной формулировке из задачника (мгновенная остановка), энергия в виде теплоты должна выделится в точке подвеса.
Да, должно получиться так, можно считать, что точка подвеса неупруго налетела на нечто очень тяжелое, и в результате мгновенно остановилась.

мат-ламер в сообщении #355995 писал(а):
Момент импульса надо рассматривать не относительно точки подвеса (которая вначале движется, а затем останавливается), а относительно неподвижной точки, в которой в момент остановки будет находится точка подвеса.

Вы правы. Мне следовало бы это оговорить, я как-то по умолчанию подразумевал, что имеется в виду положение точки подвеса, когда "процесс пошел", что называется, -- она с этого момента неподвижна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 16:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
12762
А давайте к нему еще одно звено привесим? Для антиресу, а?

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 17:15 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Issam в сообщении #356088 писал(а):
Это одинаково нехорошо при любом подходе, в том числе и при Вашем.
Вы в таком случае должны будете интегрировать момент силы тяжести, что Вы благополучно проигнорировали, сославшись на мгновенность удара :-)

Почему?... Про моём -- всё просто замечательно. Момент силы тяжести ограничен, а промежуток времени равен нулю, вот интеграл и равен нулю. Кроме того, проблема отнюдь не только в силе тяжести, но и она тоже не проблема. При "моём" подходе (на самом деле он общепринят в таких задачах).

А вот слова про "сохранении момента относительно подвеса" -- для меня загадка. Точка отсчёта задаёт неинерциальную систему отсчёта. Как можно говорить о каком-то сохранении?... (Напомню: формально никакого сохранения и нет.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение25.09.2010, 17:48 
Аватара пользователя


01/12/09
56
aka Snowman
ewert в сообщении #356106 писал(а):
Issam в сообщении #356088 писал(а):
Это одинаково нехорошо при любом подходе, в том числе и при Вашем.
Вы в таком случае должны будете интегрировать момент силы тяжести, что Вы благополучно проигнорировали, сославшись на мгновенность удара

Почему?... Про моём -- всё просто замечательно. Момент силы тяжести ограничен, а промежуток времени равен нулю, вот интеграл и равен нулю.
Ну... в этом случае и у меня нет никаких проблем. Промежуток времени равен нулю -- стало быть, смещение тоже равно нулю (скорости-то ограничены). Значит, моменты сил тоже равны нулю. Больше ничего не требуется.


ewert в сообщении #356106 писал(а):
При "моём" подходе (на самом деле он общепринят в таких задачах).
Я не спорю, что можно интегрировать уравнения движения в каждой задаче. Но ведь законы сохранения -- это и есть общие интегралы движения, так что можно использовать готовый результат, и не возиться с интегрированием. Хотя, конечно, на вкус и цвет...


ewert в сообщении #356106 писал(а):
А вот слова про "сохранении момента относительно подвеса" -- для меня загадка. Точка отсчёта задаёт неинерциальную систему отсчёта.
А никто не предлагал пользоваться неинерциальной системой отсчета, имеющей бесконечное ускорение в течение бесконечно малого промежутка времени. И я не знаю, что делать с такими СО, и зачем вообще они нужны.

Вообще-то, если пренебречь временем остановки (не включать в рассмотрение), точка подвеса задает две инерциальные системы отсчета: до столкновения , и после столкновения (столкновение считается мгновенным, не забыли?). Можете записывать законы сохранения в любой ИСО, но проще, конечно, в той, где точка подвеса уже стоит. Я уже пояснял это.


ewert в сообщении #356106 писал(а):
Точка отсчёта задаёт неинерциальную систему отсчёта. Как можно говорить о каком-то сохранении?... (Напомню: формально никакого сохранения и нет.)
Ну Вы бы уж тогда хоть самому себе не противоречили, что ли...
Вы же пользовались законом сохранения энергии :-)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Dmitriy40


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group