2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение22.09.2010, 20:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6698
"В вагоне, движущемся с постоянной скоростью $v$ к потолку шарнирно подвешен стержень длиной $l$. На какой максимальный угол от вертикали отклонится стержень, если вагон резко остановить?" (Для простоты предположим, что исходные данные такие, что этот угол острый, и столкновения с крышей вагона не будет). Казалось бы элементарная задача. Получив ответ $\cos \alpha =1-v^2/gl$, посмотрел ответ в задачнике - там $\cos \alpha =1-0.75v^2/gl$. Откуда дополнительный множитель? Любопытно, что задача в главе про вращательное движение и момент инерции. Интересно, а это тут причём? Может я чего-нибудь не учёл?

-- Ср сен 22, 2010 22:21:40 --

Возможно я не учёл, что в момент остановки стержень в точке подвеса испытывает удар. Скачком меняется импульс, момент импульса, а, возможно, и энергия. Подумаю в этом направлении.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение22.09.2010, 21:22 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
мат-ламер в сообщении #355214 писал(а):
Откуда дополнительный множитель?

Мне лень считать, но дополнительный множитель (какой-никакой) там неизбежен. В ответе ведь должен быть задействован момент инерции стержня (относительно его конца).

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение22.09.2010, 21:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6698
ewert в сообщении #355241 писал(а):
В ответе ведь должен быть задействован момент инерции стержня.
Пока не знаю, куда его засунуть.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение22.09.2010, 21:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
11587
Пишите как решали, будем править. У меня 3/4 получились, так что ответ видимо правильный.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение22.09.2010, 21:36 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
мат-ламер в сообщении #355242 писал(а):
Пока не знаю, куда его засунуть.

Чешется сказать иначе, но я отвечу, наоборот, по-иному. Посчитайте кинетическую энергию вращения стержня в момент остановки в новой, уже неподвижной, системе отсчёта.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение22.09.2010, 21:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6698
Первоначальное решение (просили). Если стержень поднимается на угол $\alpha$, то его центр тяжести поднимается на высоту $l(1-\cos \alpha )/2$. Отсюда по закону сохранения энергии $mv^2/2=mgl(1-\cos \alpha)$. Решаем уравнение относительно $\cos \alpha$.

-- Ср сен 22, 2010 22:48:48 --

ewert в сообщении #355251 писал(а):
Посчитайте кинетическую энергию вращения стержня в момент остановки в новой, уже неподвижной, системе отсчёта.
Кинетическая энергия вращения выражается через момент инерции и угловую скорость. Как её найти - непонятно.

-- Ср сен 22, 2010 22:53:43 --

мат-ламер в сообщении #355214 писал(а):

Возможно я не учёл, что в момент остановки стержень в точке подвеса испытывает удар. Скачком меняется импульс, момент импульса, а, возможно, и энергия. Подумаю в этом направлении.
А энергия от столкновения лёгкого тела с очень тяжёлым, можно считать, что и не меняется.

-- Ср сен 22, 2010 23:04:13 --

Угловую скорость в самом начале движения можно было бы посчитать из того что центр тяжести стержня движется со скоростью $v$, но это весьма сомнительно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение22.09.2010, 22:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
11587
Мда...

Хорошо, вот рабоче-крестьянское решение. Долго, неизящно, но зато запутаться негде...

Обозначения:
$\[l_C \]$ - расстояние от подвеса до центра масс маятника;
$\[m\]$ - масса маятника;
$\[I\]$ - момент инерции маятника относительно подвеса;
$\[x(t)\]$ - координата точки подвеса (произвольная функция);
$\[\theta \]$ - угол отклонения маятника от вертикали;
$\[g\]$ - ускорение свободного падения;
$\[v\]$ - скорость, сообщенная точке подвеса.

Лагранжиан:
$\[L = \frac{1}{2}a\dot \theta ^2  + \left( {\dot \xi \dot \theta  + \omega ^2 } \right)\cos \theta \]$
, где
$\[a \equiv \frac{I}{{ml_C^2 }},\omega ^2  \equiv \frac{g}{{l_C }},\xi  \equiv \frac{x}{{l_C }}\]$

Уравнение:
$\[\ddot \xi \cos \theta  + a\ddot \theta  + \omega ^2 \sin \theta  = 0\]$

Первоначально маятник покоится. В момент $\[t = 0\]$ даем импульс $\[\dot \xi (t) =  - \frac{v}{{l_C }}\delta (t)\]$, откуда для начальной угловой скорости получаем $\[\dot \theta _0  = \frac{v}{{al_C }}\]$. В уравнение энергии подставляем, сокращаем и вот оно:

$\[\cos \theta _{\max }  = 1 - \frac{{v^2 }}{{2agl_C }}\]$

Для однородного стержня $\[l_C  = \frac{l}{2},a = \frac{4}{3}\]$, откуда $\[\cos \theta _{\max }  = 1 - \frac{3}
{4}\frac{{v^2 }}{{gl}}\]$

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение22.09.2010, 22:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6698
Утундрий. Спасибо за решение. Сейчас ложусь спать и разбираться с ним буду завтра.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение23.09.2010, 11:04 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Утундрий в сообщении #355265 писал(а):
вот рабоче-крестьянское решение. Долго, неизящно,
, и это ещё очень, очень мягко сказано. "Знаете ли вы, что такое истинно рабоче-крестьянский подход? Нет, вы не знаете истинного рабоче-крестьянского подхода!" Вот он.

Всё ведь упирается в начальную угловую скорость, не так ли? Ну так пусть $\omega(t)$ -- угловая скорость стержня и $a(t)$ -- ускорение вагона в процессе торможения. Тогда в системе отсчёта, связанной с вагоном (за знаками, естественно, не следим, кому они нужны):

$I\omega'(t)=\dfrac{l}{2}\cdot ma(t),\quad I=\dfrac{ml^2}{3}$

(угловой множитель в правой части уравнения отсутствует, т.к. за время экстренного торможения угол существенно измениться не успеет). Интегрируя по времени на участке торможения, получим $I\omega_0=\dfrac{mlv}{2}$, где $\omega_0$ -- угловая скорость непосредственно после торможения. Соответствующая кинетическая энергия:

$\dfrac{I\omega_0^2}{2}=\dfrac{m^2l^2v^2}{8I}=\dfrac{3mv^2}{8}=mg\dfrac{l}{2}(1-\cos\varphi)$

(т.е. равна изменению потенциальной энергии), откуда сразу и результат.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение23.09.2010, 12:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
11587
ewert, чтобы столь лихо финтить ушами, нужно сперва хоть один раз решить подобную задачку честно. А у ТС-а с этим, как мне показалось, туго.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение23.09.2010, 13:08 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

Утундрий в сообщении #355401 писал(а):
ewert, чтобы столь лихо финтить ушами, нужно сперва хоть один раз решить подобную задачку честно. А у ТС-а с этим, как мне показалось, туго.

Понимаете, Утундрий, задачка-то явно даже если и не школьная, то первосеместровая максимум. А Вы сразу: Лагранжи, Навье-Стоксы, Тихоновы-Самарские и т.д. Я, кстати, теоретическую механику уже давно и довольно прочно забыл. И тем не менее -- решил вполне честно. Пропущенные же математические обоснования корректности предельного перехода, во-первых, математически достаточно очевидны и, во-вторых, с физической точки зрения очевидны абсолютно.

И что при этом существенно: следует отделять мух от котлет. Процесс торможения и процесс дальнейшего подъёма -- физически совершенно различны и никак друг с другом не связаны. Соответственно, и рассматривать их следует независимо. Это же очевидно. Чиста физически.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение23.09.2010, 15:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
11587

(Оффтоп)

ewert, а как Вы "очевидно догадались", что силу инерции нужно именно в центре масс прилагать? Принцип эквивалентности Эйнштейна использовали, наверное? :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение23.09.2010, 15:35 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

Утундрий в сообщении #355460 писал(а):
а как Вы "очевидно догадались", что силу инерции нужно именно в центре масс прилагать?

Я не догадывался, это общепринято в школьных задачках. Ну или можно тупо проинтегрировать моменты сил, если нечаянно вдруг запамятовал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение23.09.2010, 15:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
11587

(Оффтоп)

Вот слишком много "принимают", судя по результату...

 Профиль  
                  
 
 Re: Висит стержень в вагоне. Вагон останавливается
Сообщение23.09.2010, 19:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6698
Большое спасибо за решения. Я сегодня днём решил задачу почти также как решил ewert и пришёл к такому же результату. Но терзают меня смутные сомнения. Почему-то кажется, что что-то не так. Буду ещё думать.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group