Я "Бесов" еще не читал, однако надеюсь когда-то до них дойти. Жена прочитала недавно. Говорит, что тяжелая вещь, но полезная, помогает многое понять, в частности, про ход истории в двадцатом веке.
Я полностью согласен, что читать классиков нужно только в достаточно сознательном возрасте. Школьное чтение ничего не дает, в этом возрасте люди еще не знают и не понимают ни людей, ни жизни, не сталкивались и не задумывались над вопросами, которые обсуждаются в произведении.
Приведу соответствующий фрагмент из книги "Воспоминания о Сергее Рахманинове":
Цитата:
Отеческое отношение Зверева к своим воспитанникам простиралось также и на наше интеллектуальное развитие — в особенности его интересовал круг нашего чтения. Мы пользовались полной свободой в его прекрасной и богатейшей библиотеке; но он следил за тем, чтобы наше чтение не заключалось в том, чтобы взять с полки любую книгу и свести ее чтение к приятному времяпрепровождению, — мы должны были как следует обдумать прочитанное и извлечь для себя пользу. Никогда не забуду маленькую сценку, причинившую мне страдание, но навсегда повлиявшую на мое поведение в подобных случаях.
Зверев вернулся домой раньше обычного. В тот вечер он находился в прекрасном расположении духа и сел вместе с нами за круглый стол в гостиной. Потом он обратился ко мне:
— Ну, мой мальчик, что ты сегодня читал?
— «Бесы» Достоевского.
— М-да-а. Ты все понял?
— Конечно, понял.
— Чудесно, друг мой. Принеси мне книгу.
Я вскочил и снял с полки книгу.
— Ты помнишь это прекрасное место, где Кириллов высказывает свои идеи относительно смерти?
— Конечно, помню.
Он взял у меня книгу и открыл ее на том месте, о котором говорил.
— Прочти, пожалуйста.
Я повиновался. Когда я кончил, он пристально вгляделся в меня, и легкая усмешка скользнула по его губам.
— А теперь, мой мальчик, расскажи мне о том, что ты прочел.
Я начал было рассказывать, но с каждой фразой запутывался все сильнее и сильнее. Кровь бросилась мне в голову, и я не мог воспроизвести или пересказать идеи Достоевского, которые, наверное, трудно было схватить в моем возрасте.
Не говоря ни слова, Зверев покачал головой. Но этот случай стал мне уроком на всю жизнь.
Дело еще и в том, что сейчас такой ритм жизни, что сложно отводить достаточное время на то, чтобы спокойно сесть, не торопясь читать и обдумывать прочитанное. К тому же, современный человек с детства приучен к другому способу восприятия информации, простой текст дается с трудом. Люди также чрезвычайно испорчены крайне примитивным материалом, уровня сериалов и бульварного чтения, где содержательных идей нет никаких, но есть потуги на них, причем думать самому не требуется, все уже разжевано для дебилов. Мне кажется, что люди в массе абсолютно не приучены вообще хоть сколько-нибудь продумывать прочитанное или увиденное, пытаться извлечь из этого хоть какую-то пользу. Все только ради развлечения, а большинство считают, что они и сами все лучше всех знают, а уж лохматая классика вообще все устарела и к сегодняшнему дню совершенно не относится.
Также очень неплохо бы не "вариться в собственном соку", а обсуждать прочитанное с умными людьми. Классические произведения очень многослойны, и если вы восприняли их каким-то образом, то одновременно может быть еще с десяток других толкований и восприятий, причем подчас - горазо более глубоких, чем ваше.
На самом деле, я крайне рекомендую для начала знакомиться с классикой в театре. Помимо того, что так она гораздо лучше воспринимается, еще и есть возможность посмотреть на нее через призму восприятия режиссера. Конечно же, для этого режиссер должен быть хорошим, а то туфты в театрах тоже хватает. Очень интересно бывает смотреть одно и то же произведение в разных постановках, а потом - читать критику. Это очень здорово воспитывает умение смотреть на вещи с разных точек зрения.
Я смотрел фрагмент "Бесов" в студенческой постановке в Гитисе у прошлого курса Женовача. Вот
краткое описание в ЖЖ критика, которого я читаю. Даже при первом восприятии произвело сильное впечатление, хотя такие вещи лучше всего воспринимаются не с первого раза.
"Записки из подполья" я смотрел в учебном театре МХАТ. Главную роль там очень сильно играл
Игорь Хрипунов, который после обучения был принят в труппу МХТ, а также играет в Табакерке. Может быть, у Достоевского все и занудно, но спектакль произвел на меня сильное впечатление и вполне расширил мое мировоззрение и понимание окружающих людей.
Вроде как его также собираются (или собирались?)
поставить в Сатириконе. Интересно, дойдут ли.
Еще могу упомянуть про спектакль "Униженные и оскорбленные", с которым в прошлом году выиграл фестиваль "Твой шанс" курс Кудряшова из Гитиса. Они молодцы, в этом году второй раз выиграли "Твой шанс" с другим спектаклем "История мамонта". А это значит, что они будут давать его в театральном центре на Страстном этот год. Но, наверное, "Униженные и оскорбленные" показывать уже больше не будут, а спектакль тоже очень хорош.
Короче, я это к тому, что смотреть Достоевского (а равно как и других классиков) в
талантливых театральных постановках - это очень неплохой способ изучать классику и развиваться в личностном плане.