Тарасов Евгений писал(а):
А дальнейший текст чтобы комментировать нужно для начала понять.
Лао-Цзы. "Дао Дэ Дзин"
http://www.lib.ru/POECHIN/lao7.txt
ОДИН
Сказал Дао - не сказал ничего.
Промолчал о Дао - выразил пустоту.
Назвал имя - обрек имя на смерть.
Безымянное есть начало неба и земли.
Имя расторгает чашу Единого
На тьму скучных вещей.
Страсть видит причудливый хаос осколков.
Бесстрастный в каждом видит тайну начала.
Две разные реки из одного источника.
Слитые вместе становятся глубочайшей.
Путь от одной к другой - путь к истоку.
ДВА
Познаешь прекрасное - посеешь безобразное.
Постигнешь добро - породишь зло.
Иметь против не иметь.
Быть, чтобы скоро перестать.
Труд порождает лень.
Короткое станет длинным, когда найдется короче.
Низкое - только не слишком высокое.
Звук и голос диктуют
уху послушание.
Начало - предвестник конца.
Конец - только сон начала.
Вот почему совершаешь бездействие и учишь без слов.
Художник равнодушен к творению.
Завершив труд, не видит заслуги.
Значит, заслугу бессмысленно отрицать.
Вот почему его творение бессмертно.
ТРИ
Уйдут кумиры - народ забудет ссоры.
Пропадут деньги - вор утратит искусство.
И кумир не воскреснет, потому что цена умерла.
Тогда погаснет зависть - ремесло души.
По этой причине заботливый государь
наполняет желудки, опустошает сердца,
гасит трепет желаний, укрепляет плоть.
Потому говорю:
наука - дитя страсти и перемен
и не имеет потомства.
Странствие не знает науки.
Странник не знает открытий,
спокоен и светел.
ЧЕТЫРЕ
Дао пусто, как чаша.
Пока чаша пуста - глубина ее бесполезна.
Наполни - польза ее исчерпана.
О загадка, родившая тысячу тысяч!
Притупи острие,
разруби узел,
умерь блеск,
смешай с прахом -
тайна глубины померкнет в пустоте.
Не знаю, откуда происходит,
но знаю - предшествует богам.
ПЯТЬ
Земля и небо совершенны,
оттого безразличны к человеку.
Мудрый равнодушен к людям - живите, как хочется.
Меж небом и землей -
пустота кузнечного меха:
чем шире размах,
тем долговечнее дыхание,
тем больше родится пустоты.
Сомкни уста -
познаешь меру.
ШЕСТЬ
Приметы невидимого неисчислимы,
рождение его беспричинно.
Не имеет причины - не обладает именем.
Называю глубочайшим
корнем неба и земли.
Подобно прозрачной вуали:
поверхность ее бездонна,
глубина ее имеет облик.
И так без конца.
СЕМЬ
Земля и небо бессмертны:
ничего не ищут для себя.
Поэтому нет приближения к концу.
Мудрый держится в тени,
оттого светел.
Для себя жаждет одного:
не иметь желаний.
Такая жажда утоляется вечностью.
ВОСЕМЬ
Дао подобно воде.
Вода бесстрастна -
потому не встречает препятствий.
Бесцельна -
Потому всякому приносит пользу.
Зверь ждет в кустах добычу.
Цветок тянется навстречу солнцу.
Камень скрыт в земле.
Человек в чаще ищет тропу.
А вода холодна, спокойна и прозрачна.
ДЕВЯТЬ
Оставь пустое пустым.
Острое - притупится быстрее.
Наполни чертог золотом и яшмой -
ты подписал приговор сторожам.
Выгляни за порог -
рассказать о своем богатстве и знатности -
увидишь женщину, имя которой - Беда.
Завершив дело, уходи не мешкая.
Вот тебе путь.
ДЕСЯТЬ
Сумел слить душу и тело -
сумеешь ли удержать?
Смягчил дух, смирил страсти -
стал ли снова младенцем?
Когда душа чиста -
куда скрываются заблуждения?
Избавился от знаний -
как управлять людьми и любить?
Осенью внушил добро семенам -
взойдут ли весною прежние цветы?
Постигнешь ответы и суть перемен -
под грузом истин сумеешь ли творить недеяние?
Создавая - не присваивать.
Вершить, сохраняя покой.
Управлять неподвластным?
Я называю такое великим Дэ…