Цитата:
="Профессор Снэйп в [
Думаю, что талантливые (или даже гениальные) люди рождаются на планете довольно равномерно. Но если зулусы, к примеру, никогда никаких книг не писали, то литературно одарённый зулус будет страдать всю жизнь, не имея возможно реализовать данный ему от природы талант. Но так ничего и не напишет. Он же не отшельник, а живёт в обществе. Чтобы реализовать талант, ему требуется образование. Семья, община и т. п. будут на него косо смотреть. Он не выдержит всеобщего остракизма.
Полагаю, что речь идёт не сколько о талантах, сколько о роли и значении медленно -накапливаемых энергетических потенциалах и о возможности данных потенциалах войти на каком либо этапе в фазу растраты (актуализма)
Данная цитата из труда Льва Гумилёва должна объективно решить данную этическую дилемму.
..............Когда этническая общность вступает в первый творческий период своего
становления, ведущая часть ее населения, толкающая всю систему по пути
этнического развития, накапливает материальные и идейные ценности. Это
накопление в области этики становится "императивом" и в отношении времени
трансформируется в ощущение, которое можно назвать "пассеизм". Смысл его в
том, что каждый активный строитель этнической целостности чувствует себя
продолжателем линии предков, к которой он что-то прибавляет: еще одна
победа, еще одно здание, еще одна рукопись, еще один выкованный меч. Это
"еще" говорит о том, что прошлое не ушло, оно в человеке, и поэтому к нему
стоит прибавлять нечто новое, ибо тем самым прошлое, накапливаясь,
продвигается вперед. Каждая прожитая минута воспринимается как приращение к
существующему прошлому (Passe existente).
Результатом такого восприятия времени являются подвиги героев, добровольно
отдававших жизнь за отечество: спартанского василевса Леонида в Фермопилах,
консула Аттилия Регула в Карфагене, Роланда в Ронсевальском ущелье, причем
это равно касается исторического бретонского маркграфа и литературного
героя "Песни о Роланде". Такими же были богатыри-монахи Пересвет и Ослябя,
послушники Сергия Радонежского, погибшие на Куликовом поле, и кераитский
богатырь Хадах-Баатур, отвлекший на себя воинов Чингиса, чтобы дать
скрыться "своему природному хану"[25]. Европейцы этого склада воздвигли
готические соборы, не увековечив своих имен, индусы вырезали дивные статуи
в пещерных храмах, египтяне построили усыпальницы, полинезийцы открыли для
своих соотечественников Америку и привезли на острова кумару (сладкий
картофель). Для них характерно отсутствие личной заинтересованности. Они
как будто любили свое дело больше себя. Но это не альтруизм: предмет их
любви был в них самих, хотя и не только в них. Они чувствовали себя
наследниками не только великих традиций, а частицами оных и, отдавая ради
этих традиций милую жизнь, быстро, как воины, или медленно, как зодчие, они
поступали согласно своему нервно-психофизическому складу, определявшему
вектор и характер их деятельности. Люди этого склада встречаются во все
эпохи, но в начальных стадиях этногенеза их несколько больше. Как только
процентное содержание их уменьшается, наступает время, которое мы привыкли
называть "расцветом", но правильнее было бы сказать "разбазаривание".
На место пассеизма приходит актуализм. Люди этого склада забывают прошлое и
не хотят знать будущего. Они хотят жить сейчас и для себя. Они мужественны,
энергичны, талантливы, но то, что они делают, они делают ради себя. Они
тоже совершают подвиги, но ради собственной алчности, ищут высокого
положения, чтобы насладиться своей властью, ибо для них реально только
настоящее, под которым неизбежно понимается свое, личное. Таковы в Риме -
Гай Марий и Люций Корнелий Сулла, в Афинах - Алкивиад, во Франции - принц
"Великий Конде", Людовик XIV и Наполеон, в России - Иван Грозный, в Китае -
Суйский император Ян Ди (605-618). А писателей, художников, профессоров и
т.п., совершавших подчас нечто грандиозное только для того, чтобы
прославить свое имя, невозможно даже перечислить! Таковы и веселые кутилы,
бонвиваны, прожигатели жизни, они тоже живут сегодняшним днем, хотя бы
продолжительностью в целую, но свою жизнь. Когда процент людей этого склада
в составе этноса увеличивается, то наследство, скопленное их жертвенными
предками, быстро растрачивается, и это производит обманчивое впечатление
изобилия, почему и считается "расцветом".
У читателей может сложиться мнение, что автор осуждает людей этого склада.
Нет! Их восприятие времени - такое же явление, как и то, которое было
описано выше, и зависит не от их желания, а от особенностей высшей нервной
деятельности. Они не могли бы быть иными, если бы даже этого хотели.
Знаменитые сентенции "Хоть день, да мой" и "После нас - хоть потоп" - не
цинизм, а искренность, и наличие в этносе людей этого склада ведет не к его
исчезновению, а только к остановке роста, что иногда бывает даже
целесообразно, так как, не принося в жертву себя, эти люди не ставят целью
принесение в жертву своих соседей, а стремление к беспредельному расширению
этнического ареала заменяется установлением естественных границ........
Этногенез и биосфера земли
этнос и четыре ощущения времени
Лев Гумилёвhttp://www.xrh.ru/e107_plugins/content/content.php?content.35.4