Всё зависит от точки зрения. Тут как бы замкнутый "порочный" круг: свойство не осмысленно, т.к. из этого свойства и определения нашего множества мы не можем вывести принадлежность этого свойства одному из объектов (а именно - нашему множеству).
Нет здесь никакого порочного круга. Свойство "содержать все множества, не содержащие себя", элементарно формализуется в языке исчисления предикатов первого порядка в виде следующей формулы
:
В этой формуле нет
ничего противоречивого (как вообще можно говорить о противоречивости ... формулы со свободной переменной?) И, как я уже говорил, есть непротиворечивая (предположительно) теория (NBG), в которой это свойство можно использовать для определения
класса всех множеств, не содержащих себя:
(большими буквами обозначаются классы, а маленькими - множества).
Тут есть определённая связь, конечно, с тем, с какой точки зрения подходит ко множеству (мы его конструируем, или оно уже есть). Но я, честно говоря, особо не знаком, что там у конструктивистов в математике творится... решают ли они этот вопрос как-то по особенному, или всё сводится к тем же аксиомам ZFC или NBG.
Насколько я знаю, - "по особому". Но некоторые считают, что они в итоге строят ту же теорию множеств...
-- Чт сен 03, 2009 17:44:04 --Здесь "включение" одной книги в другую интепретируется как наличие ссылки из второй на первую.
Это некорректно: наличие ссылки не имеет никакого отношения к включению. Конкретнее: если в книжке Иванова содержится ссылка на книжку Петрова -- то это вовсе не означает, что книжка Иванова (со всеми составляющими её символами) содержится в книжке Петрова, как и наоборот.
Это всё пустые слова. Хочу - интерпретирую значок
как "содержится", а хочу - как "имеется ссылка из". Суть парадокса от этого ни на йоту не изменится.