Не-а, про "заранее" ничего не сказано (Вы здесь рассуждаете прямо-таки в конструктивистком ключе
- прежде, чем говорить об объекте, намекаете на необходимость сначала сконструировать его из того, что есть "заранее").
Да, я, кажется, понял, что меня сбило.
В парадоксе Расселла мы имеем дело всего с одним сортом объектов - множествами. И всякая определяемая совокупность может быть только множеством и ничем иным. В парадоксе брадобрея мы тоже априори полагаем, что имеем дело только с одним сортом объектов - людьми. Поэтому все, что мы определяем, является человеком, который может либо брить сам себя, либо нет. Терциум нон датур, как говорится.
Здесь же Вы сразу ввели понятие каталога и книги. И если определямая сущность не может быть книгой (ввиду парадокса), то ее естественно объявить каталогом
Поэтому, говоря про заданность книг, я, видимо, интуитивно имел ввиду вопрос - а все ли объекты, которые мы можем логически задать, являются книгами?
-- Ср сен 02, 2009 22:22:46 --Почему не содержит?
По сути у нас есть выражение
, при подстановке в это выражение
явно получаем выражение со самоссылочностью
Вам бы почитать про формальные теории
У нас на самом деле есть выражение
. Здесь
является связанной переменной, стоящей под квантором. Вместо нее можно ставить любую другую переменную, но не символ конкретного множества. А
у нас определен именно как обозначение для некоторого конкретного множества, т.е.
- это символ-константа, который не может стоять под квантором.
То же самое относится к терму-квантору
. Здесь
- связанная переменная, и вместо нее нельзя ставить символ-константу.
Однако, сняв квантор в определении
, мы можем получить
частное суждение о множестве
(которое выше определено выражением с квантором):
То есть из
определения мы
вывели данное противоречие для множества
.
Но это - совсем не то же самое, что определение
с помощью выражения с квантором.
-- Ср сен 02, 2009 22:30:24 --Почему математики считают, что парадокс Рассела показывает, что нельзя определять множество как совокупность всех объектов, которые обладают неким свойством?
Почему они не считают, что он показывает какое-то другое противоречие?
Потому что, когда задается формализм наивной теории, все, что у нас имеется - это множества, отношение принадлежности и способ определения множеств с помощью формул с единственной атомарной формулой принадлежности. Если множества и принадлежность - это синтаксис теории, то наличие в ней парадокса может быть связано либо с аксиомами (которых в наивной теории нет), либо с правилами построения термов (термы - это выражения, относящиеся к обозначениям объектов теории).
Таким образом, парадокс Расселла говорит о том, что с построениями термов беда - нельзя их так строить, без ограничений.
С точки зрения интуиции этот парадокс означает, что множества нужно просто более аккуратно задавать, что и делает
.