2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение17.05.2009, 20:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
Сомнений в том, какую (единственную) трактовку имел в виду составитель задачи - никаких. Равно как и сомнений в том, что так задачи формулировать нельзя. А также в том, что наилучшим вариантом действий студента будет указание составителю на некорректность формулировки задачи. Впрочем, тут кто ещё попадётся: если уж PAV Вас не убедил, сможет ли студент убедить составителя? :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение17.05.2009, 20:32 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
ewert в сообщении #214784 писал(а):
Но, положа руку на сердце: неужто уж у Вас могли закрасться хоть какие сомнения по поводу возможных трактовок исходной задачи?...

Да, могли. Есть какой-то очень похожий вероятностный парадокс, не помню, какой именно, в котором мы изначально не знаем вероятности (именно явно не знаем), потом что-то происходит, после чего мы их якобы ниоткуда узнаем. По-моему, он даже здесь как-то фигурировал. Если знать, что это простая учебная задача на элементарные операции над вероятностями, то тогда действительно ничего иного кроме равной вероятности по 1/2 предположить нельзя. Но я все равно совершенно убежден, что в этом случае формулировка очень плохая.

Слово "случайный" действительно является общепринятым синонимом равнораспределенности. А слово "неизвестный" применительно к распределению вероятностей - нет, и это важный принципиальный момент. Такая подмена должна быть явно обозначена и разрешена.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение17.05.2009, 20:36 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
--mS-- в сообщении #214794 писал(а):
. А также в том, что наилучшим вариантом действий студента будет указание составителю на некорректность формулировки задачи.

А вот это -- откровенно наихудший вариант. Ибо нефиг выёживаться. Уверен в себе -- прекрасно, и держись этого, но не следует демонстрировать свою уверенность направо и налево.

(это я потому, что к той задачке ни малейшего отношения не имею)

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение17.05.2009, 20:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
ewert в сообщении #214800 писал(а):
А вот это -- откровенно наихудший вариант. Ибо нефиг выёживаться. Уверен в себе -- прекрасно, и держись этого, но не следует демонстрировать свою уверенность направо и налево.

(это я потому, что к той задачке ни малейшего отношения не имею)

Да это понятно, что не имеете. Вот только логика "нефиг выёживаться" мне тут вообще непонятна. В наших вузах, к сожалению, часто можно встретить некомпетентных преподавателей теории вероятностей. Если с ними не спорить, у них и повода стать компетентнее не будет :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение17.05.2009, 21:03 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
--mS-- в сообщении #214808 писал(а):
В наших вузах, к сожалению, часто можно встретить некомпетентных преподавателей теории вероятностей. Если с ними не спорить, у них и повода стать компетентнее не будет

Во-первых, не так часто. Во-вторых, их не исправишь (ежели они есть). В-третьих, борьба за правду себе же дороже выйдет. Ну исключая, конечно, случаи, когда откровенно грамотного сотоварища гнобят. А что, были такие прецеденты?...

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение17.05.2009, 22:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
ewert в сообщении #214809 писал(а):
Во-первых, не так часто. Во-вторых, их не исправишь (ежели они есть). В-третьих, борьба за правду себе же дороже выйдет. Ну исключая, конечно, случаи, когда откровенно грамотного сотоварища гнобят. А что, были такие прецеденты?...

Вы, видимо, варитесь в каком-то маленьком мирке, поэтому не видите, что из себя представляют преподаватели вузов, многие из которых закончили эти самые вузы - какой-нибудь тьмутараканский педагогический институт, например. А Вы погуляйте по форумам, где студенты просят задачи решить. По формулировкам задач уровень знаний их авторов восстанавливается однозначно. Скажем, на полсотни задач, где предлагается найти распределение суммы и т.п. каких-либо дискретных с.в., от силы в одном случае оговаривается независимость. Это не студенты формулировку так изложили, это преподавателю в голову не приходит, что независимость не сама собой разумеется, да и что она вообще тут используется - тоже не приходит. Задачи на нахождение постоянной $c$ в "плотности" вида $f(x)=x^2 + c$ при $1\leqslant x \leqslant 8$ (и ноль иначе) и затем матожидания и дисперсии по такому "распределению" - это вообще конёк нашего вузовского образования. По сравнению с этим потоком мудрости меркнет даже нулевое математическое ожидание у стандартного распределения Коши в 1-м издании пособия А. А. Гусак, Е. А. Бричикова "Теория вероятностей. Справочное пособие к решению задач" (а пособие, кстати, уже 6-м изданием вышло - любопытно бы посмотреть, изменилось ли что-то в следующих пяти изданиях).

Прецеденты? В таких ситуациях - не знаю. У нас бывают спорщики, но я же заведомо больше понимаю в предмете, чем пытающийся спорить со мной студент :mrgreen: . Так что шансов у него мало 8-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение18.05.2009, 05:13 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
--mS-- в сообщении #214824 писал(а):
Скажем, на полсотни задач, где предлагается найти распределение суммы и т.п. каких-либо дискретных с.в., от силы в одном случае оговаривается независимость.

Раз "один из полсотни", то это лишь показывает, что независимость по традиции подразумевается. И правильно делается. Поскольку в противном случае условие задачи заведомо неполное. А зачем добавлять ненужные слова?
Вот Ваш же пример, но в очищенном виде. Все говорят: "монета бросается 10 раз". И лишь отъявленному эстету придёт в голову сказать "производится 10 независимых бросаний монеты".
А всё потому, что умение правильно домысливать условия -- тоже один из элементов понимания предмета.

--mS-- в сообщении #214824 писал(а):
Задачи на нахождение постоянной $c$ в "плотности" вида $f(x)=x^2 + c$ при $1\leqslant x \leqslant 8$ (и ноль иначе) и затем матожидания и дисперсии по такому "распределению" - это вообще конёк нашего вузовского образования.

Чисто технический ляп. Тут главная проблема в другом. Скажем, будь там $0\leqslant x \leqslant 1$ -- что, сильно лучше бы стало? Сама идея ввести аддитивный параметр в плотность выглядит издевательством. Независимо от формальной корректности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение18.05.2009, 05:56 


13/05/06
74
А я бы не называл всякую неизвестную (пока ) константу параметром :(

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение18.05.2009, 10:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
ewert в сообщении #214837 писал(а):
Раз "один из полсотни", то это лишь показывает, что независимость по традиции подразумевается. И правильно делается. Поскольку в противном случае условие задачи заведомо неполное. А зачем добавлять ненужные слова?
Вот Ваш же пример, но в очищенном виде. Все говорят: "монета бросается 10 раз". И лишь отъявленному эстету придёт в голову сказать "производится 10 независимых бросаний монеты".
А всё потому, что умение правильно домысливать условия -- тоже один из элементов понимания предмета.

Нет, это совсем другой пример. Потому как нужно очень сильно извратиться, чтобы броски монеты зависели друг от друга. Тогда как в примере с двумя дискретными распределениями большинство тех, кто даёт такие задачи, примерно так и считает: раз две таблицы распределения нарисованы рядом, то величины просто обязаны быть независимыми. Потому как они, наверное, обучались в таких традициях. Лучше бы вместо этих традиций кто-нибудь объяснил этим преподавателям, что такое совместное распределение. Умение правильно домысливать возникает тогда, когда понимание предмета есть. А когда его нет, приучать студентов к тому, что вероятности всегда нужно перемножать, - значит, никогда такое понимание и не получить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение18.05.2009, 20:50 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
--mS-- в сообщении #214878 писал(а):
Лучше бы вместо этих традиций кто-нибудь объяснил этим преподавателям, что такое совместное распределение.

А они в курсе. Вот когда дойдёт до совместных -- тогда и начнут распределять.

И, между прочим, на

ewert в сообщении #214837 писал(а):
в противном случае условие задачи заведомо неполное. А зачем добавлять ненужные слова?

-- Вы так и не среагировали. Хотя это всё и всесторонний флуд, конечно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение18.05.2009, 22:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
ewert в сообщении #215043 писал(а):
И, между прочим, на

ewert в сообщении #214837 писал(а):
в противном случае условие задачи заведомо неполное. А зачем добавлять ненужные слова?

-- Вы так и не среагировали. Хотя это всё и всесторонний флуд, конечно.

А Вы перечитайте - может, и найдёте реакцию. Условие задачи про монету хоть и не полное, но не нуждается в уточнениях. В отличие от примера с дискретными с.в., заданными своими распределениями. Одно дело - предполагать по умолчанию независимость бросков монеты друг от друга, иное дело - независимость двух абстрактных случайных величин.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение19.05.2009, 00:59 
Заблокирован


16/03/06

932
Вот пример корректного условия задачи:
"В сосуд, первоначально содержаший 10 шаров, опущен белый шар. Шары перемешивают, затем извлекают один шар. Какова вероятность того, что извлечен белый шар, если предположения о первоначальном присутствии в сосуде от 0 до 5 белых шаров, а остальные - красные, равновозможны?"

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение19.05.2009, 20:28 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/01/06
3822
Архипов в сообщении #215119 писал(а):
Вот пример корректного условия задачи:
"В сосуд, первоначально содержаший 10 шаров, опущен белый шар. Шары перемешивают, затем извлекают один шар. Какова вероятность того, что извлечен белый шар, если предположения о первоначальном присутствии в сосуде от 0 до 5 белых шаров, а остальные - красные, равновозможны?"

Условие плохое. В нём ничего не говорится о вероятности того, что в сосуде, скажем, все шары белые (нигде ведь не сказано, что возможны только перечисленные Вами ситуации).

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение19.05.2009, 20:51 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Архипов в сообщении #215119 писал(а):
Вот пример корректного условия задачи:
"В сосуд, первоначально содержаший 10 шаров, опущен белый шар. Шары перемешивают, затем извлекают один шар. Какова вероятность того, что извлечен белый шар, если предположения о первоначальном присутствии в сосуде от 0 до 5 белых шаров, а остальные - красные, равновозможны?"

И ни хрена. Абсолютно некорректная формулировка задачи. Поскольку не сказано, что в точности следует понимать под "равновозможными составами". А это, между тем, совершенно разные постановки вопроса.

Другое дело, что независимо от понимания ответ будет одним и тем же. И этим задачка всё-таки интересна. Именно тем, чтобы вычленить как раз ту интерпретацию, в рамках которой разница в возможных подходах оказывается несущественной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по теории вероятности
Сообщение19.05.2009, 23:58 
Заблокирован


16/03/06

932
ewert в сообщении #215366 писал(а):
И ни хрена. Абсолютно некорректная формулировка задачи. Поскольку не сказано, что в точности следует понимать под "равновозможными составами". А это, между тем, совершенно разные постановки вопроса.

Даны равновозможные варианты состава шаров:
1) 1 Б и 10 К
2) 2 Б и 9 К
3) 3 Б и 8 К
4) 4 Б и 7 К
5) 5 Б и 6 К
6) 6 Б и 5 К
По сути, в задаче требуется вычислить среднеарифметическую вероятность вытащить белый шар.

Вы защищали корректность условия задачи с неопределенным цветом одного шара, хотя по неопределенному условию можно предполагать количество цветов от 0 до бесконечности с неизвестным распределением их вероятности.
Здесь же все определено: и количество шаров, и цвет шаров, и распределение вероятности событий.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 45 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group