Someone писал(а):
что эта этикетка означает в применении к теории множеств
Э-эээ... Я в недоумении, ибо таких философских вопросов не понимаю. С моей точки зрения определить понятие - значит указать способ проверки того, подходит ли термин к выбранному объекту или нет. Например, имея определение понятия "собака", мы сможем для любого выбранного животного сказать, можно ли его называть собакой. Я Вам дал такое определение, которое для любого выбранного множества (а ведь в теории множеств все объекты - множества) позволяет определить, можно ли его называть "актуальной бесконечностью".
Someone писал(а):
С точки зрения математической логики (а именно - исчисления предикатов первого порядка, хоть классического, хоть конструктивного) "бесконечность" является характеристикой свойства
Долго искал в книжке Клини (С.К.Клини. Математическая логика. "Мир", Москва, 1973), в главе "Исчисление предикатов", такую характеристику свойства, как "бесконечность". Безуспешно. Может быть, Вы найдёте?
Если порыться в собственных извилинах, то наверняка найдётся. Вот мы с Вами обсуждали "бесконечность"
и Вы мне доказывали, что понимание конструктивистов ничем не отличется от классического, ибо они тоже признают его "бесконечность" и, конечно же, раз они говорят об
, значит подразумевают его существование (правда, как свойства - это был Ваш собственный комментарий). Так вот, что такое "конечность" или "бесконечность", как не характеристика рассматриваемого объекта?
А теперь подумайте, можно ли в теории, формализованной в логике первого порядка, приписать какие либо характеристики
свойству? Например, вот Вам свойство:
- "число
является простым".
Как бы Вы записали утверждение о бесконечности типа простых чисел, не прибегая к аксиоматике теории множеств? Может быть как-то так:
?
Увы, логика первого порядка не позволяет подставлять предикатные символы вместо переменных в другие предикаты.
Someone писал(а):
свойства в логике первого порядка не могут интерпретироваться как объекты
Тем не менее, множества в ZFC явно определяются как свойства: запись
означает, что
. Или Вы хотите сказать, что язык теории множеств не является языком первого порядка?
Я хочу сказать, что в ZFC множества рассматриваются
не только как свойства, но и как
объекты. А в конструктивном смысле типы объектов сами по себе объектами не являются. Хотя все объекты
конечного типа можно собрать в совокупность, которую допустимо рассматривать как объект.
Someone писал(а):
утверждение об актуальном существовании бесконечного объекта
Вы начали подменять понятия.
Под актуальной бесконечностью понимается бесконечная совокупность, построение которой завершено и элементы которой представлены одновременно.
Никто не заставляет Вас понимать бесконечное множество как завершённое, элементы которого представлены одновременно. Вы ведь не считаете конструктивные действительные числа существующими одновременно, тем не менее, это не мешает Вам рассматривать различные совокупности конструктивных действительных чисел и функции, определённые на этих совокупностях. Теория множеств в этом отношении нисколько не хуже. Или Вы воображаете, что наличие имени для объекта требует его завершённости? Я ведь приводил пример с множеством голов, забитых футболистом за время его футбольной карьеры.
Это Вы сейчас апеллируете не к тому. Из философских рассуждений вокруг актуальной бесконечности действительно мало что можно почерпнуть. Как я понимаю, в этом и состояла Ваша претензия к этому понятию: что оно "не математическое". А я Вам говорю, что оно математически определимо. Но Вы сейчас пытаетесь опять вернуть нас к расплывчатым философским рассуждениям вместо чётких математических понятий. "Завершённость" или "незавершённость" множества - это и есть расплывчатые философские рассуждения. Но они не умаляют того факта, что существуют чёткие математические отличия между объектами предметной теории и свойствами объектов. И если не ставить одни в "почти однозначное" соответствие другим с помощью специальных аксиом (как это делает ZFC), то утверждение об актуальном (т.е. в предметной теории) существовании бесконечности (т.е. объекта, содержащего все объекты бесконечного типа) является нетривиальной особенностью теории.
Добавлено спустя 2 минуты 21 секунду:Pi писал(а):
до Лабочевского "пятый постулат" являлся однозначной теоремой который никто не мог доказать
Ну и ну
А я-то полагал, что "теоремой" по определению называется то, что
доказуемо в теории.