Cobert писал(а):
Я конечно слышал о левополушарном и правополушарном мышлении, но я не понимаю отличительных черт таких типов мышления. Способность заниматься или не заниматься не гуманитарными науками --- еще не аргумент. Вообще-то мозг распределенная система и не может работать либо на левом, либо только на правом полушарии. Я где-то читал, что левое полушарие по большей части отвечает за абстрактное мышление, логику и вычислительные спомобности. Правое же --- за эмоции, интуицию и тому подобное. В общем, кто что знает об этом вопросе, особенно если это касается данной темы, прошу расказать
Мнение о том, что, условно говоря, художникам присуще правополушарное мышление, а ученым (математикам, физикам и иже с ними в особенности) - левополушарное высказывается во многих книжках. В том числе, и в книжках, претендующих на научность. Дальше идут аргументы, что художник мыслит образами, а ученый логическими цепочками.
Полагаю, что это мнение сложилось у гуманитариев, которые пытались, читать книжки или слушать лекции, скажем, по математике. Действительно, сплошные логические цепочки. Но создатели мифа о "левополушарных математиках" не учитывают, что изложение готового решения задачи и процесс его получения - это совсем разные вещи.
Возможно, в природе существуют ученые, которые в самом деле получают результаты исключительно дискурсивным путем. По крайней мере один мой знакомый (физик, но доктор химических наук) утверждает, что у него дела обстоят именно так. Еще один подобный случай описан в книжке Адамара "Исследование психологии процесса изобретения в области математики". Но я (вслед за Адамаром) считаю, что подобные случаи - это исключения.
Номальный же путь - сначала увидел, а потом обосновал. А для того чтобы увидеть необходимо перевести понятия, с которыми имеешь дело, в образный план (т.е. в правое полушарие). Когда я пишу "увидеть", я не обязательно имею в виду создание зрительного образа. главное здесь - целостность восприятия, когда для оперирования с объектом не надо расчленять его на составляющие, расписывать по определению и т.д.
Работая со студентами, раз за разом наблюдаю попытки дискурсивного решения задач в условиях несформировавшихся образов. Более всего эти попытки напоминают известную притчу о сороконожке, которая задумалась в каком порядке переставлять ноги.
Говорят, в свое время Гаусса спросили:
- Куда подевался Ваш ученик Имярек? Он ведь подавал большие надежды.
- Ему не хватало воображения. Поэтому он подался в поэты - ответил Гаусс.