Во-первых, логика заключенного приводит к тому, что ему врут, а не к тому, что его не казнят. Поэтому такое утверждение
Nxx писал(а):
Если бы его казнили в воскресенье, это тоже было бы для него неожиданностью, потому что он ожидает, что его вообще не казнят.
- бред.
Если рассматривать случай одного дня, то по-моему всё очевидно. Ну вот вас посадили в тюрьму в воскресенье утром и сказали, что казнят на этой неделе. Потом приходит начальник и говорит, что вы на самом деле не знаете, что вас казнят сегодня. Что вы сделаете? Правильно, покрутите пальцем у виска. В случае одного дня получается начальник врёт. Если нам говорят, что он не врёт, значит врёт тот, кто нам это говорит
Случай двух дней от семи по сути ничем не отличается и тут уже не так всё очевидно. Забудем на время фразу начальника про сюрприз. В субботу утром, мы, конечно же, не знаем когда нас казнят. Пока всё логично верно. Принимая фразу начальника про сюрприз, начало цепочки рассуждений, которая приводит к противоречию, начинается с того, что мы исключаем воскресенье. Правильно ли такое заключение из слов начальника?
По-моему дело вот в чём. Наше знание не константно, а зависит от времени. Как следует понимать слова начальника? Если понимать его слова так "в какой бы день не произошла казнь, утром того дня вы не будете знать, когда вас казнят", то всё понятно и получается, что он врёт (как и в случае одного дня). Кстати говоря, именно от такой формулировки отталкивается заключенный в своей логике. Но можно его слова понимать и так "день казни для вас это сюрприз", т.е. именно сейчас, в субботу утром когда вас только что посадили. Тогда получается логика заключенного не верна.
Я склоняюсь к тому, что в правильной формализации со слов начальника можно вывести именно вот это утверждение "в какой бы день не произошла казнь, утром того дня вы не будете знать, когда вас казнят" (хотя скорей всего правильная формализация только такую формулировку и допускает).