Вы, вздымщик Цыпа, наступаете на больную мозоль. Юриспруденция не имеет таких четких формулировок как математика или физика. Понятие «раб» в разное время имеет очень разное содержание, четкую грань между рабом и свободным провести довольно сложно. Поэтому отвечу в два этапа, сначала будут «крайние» формулировки.
А в чем собственно дифферренс?
В правоспособности.
Servi res sunt – рабы суть вещи. Quod attinet ad jus civile, servi pro nullis habentur – c т.з. гражданского права, рабы никто. Т.е. они не имеют гражданства, не могут иметь семьи, не могут быть субъектом имущественных правоотношений - владеть, совершать сделки, быть наследником (наследодателем) и т.д. Хозяин в отношении раба имеет право жизни и смерти (jus vitae ac necis).
Согласитесь, что советских граждан (да и крепостных в РИ) рабами в таком смысле не назовешь.
Единоличный хозяин или коллективный — это роли не играет.
Если «коллективный хозяин» – государство, то разница уже весьма существенная. Любое государство так или иначе ограничивает граждан.
Все остальные признаки налицо: абсолютная подневольность и отсутствие необходимости принимать собственные решения. Партия всегда знает кого куда послать.
Надо как-то уточнить термины. А то можно предположить, что любой работник (кроме собственника-руководителя) является рабом. Я бы отметил свободу выбора: места жительства, работы, гражданства, идеологии и т.д.
-------------
Теперь о нюансах, которые существенно меняют картину.
В Древнем Риме не было единого статуса типа современного гражданина. Была масса разных статусов, полноправные граждане – лишь малая часть населения. Элементы статуса – свобода, гражданство, семейное положение.
Власть paterfamilias («отца семейства») в отношении членов семьи была похожа на власть в отношении рабов (мог продать в рабство). Все имущество юридически было собственностью paterfamilias. Дети и жена (являясь свободными римскими гражданами) имели право пользования некоторым «своим» имуществом (peculium), могли совершать сделки и т.д. Но юридически, как peculium , так и все приобретенное в результате сделок принадлежало «отцу семейства». Т.е. члены семьи были personae alieni juris – "лица чужого права".
Это было свойственно для древнейших времен. Со временем члены семьи (включая жен) эмансипировались, стали personae sui juris – персонами своего права.
Рабы персонами права так и не стали, но их положение заметно изменилось. Аналогично неполноправным членам семьи, они могли самостоятельно заниматься коммерческой деятельностью, распоряжаясь частью собственности своего господина. Т.е. могли совершать сделки и даже обращаться к властям для юридической защиты своих «прав». В некоторых случаях появились права наследования (государственные рабы могли завещать половину своего имущества).
Юристы признавали за рабами естественные права, с развитием христианства это отразилось в позитивном праве: учитывались семейные отношения рабов (при передаче запрещалось разбивать семьи), за убийство или жестокое обращение с рабом хозяин в некоторых случаях мог нести ответственность.
Получается, что на закате империи у рабов, в какой-то степени, были и имущественные, и гражданские, и семейные права.