2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
 
Сообщение07.02.2009, 22:43 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
LittleLamer писал(а):
Я вот думаю рассмотреть такое (допустим, шарик движется влево):
Изображение
\[
m\overrightarrow a  = \sum {\overrightarrow F }  = \overrightarrow G  + \overrightarrow F  + \overrightarrow {F_{} } 
\]
потом рассмотреть проекции на оси и в конечном итоге найти
\[
x = f\left( t \right)
\]
и \[
y = f\left( t \right)
\]

Мы такую картинку и рассмотрели и уже почти задачу решили.
Только что Вам дает учет $G$ и $F$? Формально, конечно, они есть, но они друг друга уравновешивают. По сути дела у Вас есть шарик на абсолютно гладкой плоскости, который столкнулся с другим шариком и в результате получил начальный импульс. После чего он летит в горизонтальном направлении под действием аэродинамической силы и теряет скорость. Собственно, задача для 1го курса - решить дифференциальное уравнение, которое Вы написали выше с учетом того, что знак у Вас неправильный. Так что Вам надо было лишь решить уравнение до конца.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.02.2009, 22:50 


05/02/09
24
Цитата:
Только что Вам дает учет и ?

Дело в том, что сила F у меня изменяется

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.02.2009, 22:55 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
LittleLamer в сообщении #184576 писал(а):
Дело в том, что сила F у меня изменяется

А это ничего не меняет с точки зрения того, как далеко шарик остановится от начальной точки по горизонтали.

Ну а раз $F$ меняется и задано ее изменение, то, стало быть, есть еще одно уравнение, которое не зависит от первого.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение09.02.2009, 00:56 


05/02/09
24
Цитата:
то, стало быть, есть еще одно уравнение

Ну да... Потихонечку начинаю разбираться ). Если рассматривать движение шарика по абсциссе и рассмотреть такое направление векторов сил, как на рис. ниже, то
Изображение
получаем такое диф.уравнение:
\[m\frac{{dv_x }}{{dt}} = F_{}  = c\rho \pi r^2 v_x^2 
\].
Решая, получим следующее:
\[
x\left( t \right) = \frac{m}
{{c\rho \pi r^2 }} \cdot \ln \left( {\frac{m}
{{\left| {m + c\rho \pi r^2 v_{x.\max } t} \right|}}} \right)
\]
(это если шарик "толкнули" влево, т.е. проекция вектора скорости на ось иксов отрицательна). Получается вполне, как на мой взгляд, правдоподобная картина (см. рис. ниже): шарик замедляется сначала быстро, а потом сила трения воздуха на него не особо-то и влияет (правильно, ведь с уменьшением скорости она уменьшается)
Изображение

Но! Это по иксу всё красиво! По игрику следующая картина:
\[
m\frac{{dv_y }}
{{dt}} = F - G
\]
Сила F непостоянна и уменьшается с высотой (при возростании ординаты):
\[
F = \frac{{\rho Q^2 }}
{{S^2 }}\pi r^2  - ky
\]
Для наглядности запишем:
\[
F = r - ky
\]
Тогда уравнение, которое следует решить примет вид:
\[
m\frac{{dv_y }}
{{dt}} = r - ky - mg
\]
т.к. скорость - это производная пути по времени, то имеет диф.уравнение второго порядка:
\[
my'' = r - ky - mg
\].
Тут я уже плыву. Пытался делать замену \[
y' = p,\text{ }y'' = p'p
\], но прихожу к такому:
\[
p^2  = \frac{{2r}}
{m}y - \frac{k}
{m}y^2  - 2gy + C_1 
\].(постоянная интегрирования будет равно нулю, т.к. если y=0, то для моей задачи это означает, что тело лежит "на полу". Т.е. какое может быть ускорение? Конечно же \[
p = y' = \frac{{dy}}
{{dt}} = 0
\]
) Здесь мне и пришел конец )

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение09.02.2009, 01:36 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
LittleLamer писал(а):
получаем такое диф.уравнение:
\[m\frac{{dv_x }}{{dt}} = F_{}  = c\rho \pi r^2 v_x^2 
\].

А где $\frac{1}{2}$? Я Вам сказал, что у вас сила - тормозящая. Значит направление скорости и силы различны. У Вас ошибка.

LittleLamer писал(а):
Решая, получим следующее:
\[
x\left( t \right) = \frac{m}
{{c\rho \pi r^2 }} \cdot \ln \left( {\frac{m}
{{\left| {m + c\rho \pi r^2 v_{x.\max } t} \right|}}} \right)
\]

А как Вы уравнение решали? :twisted:

LittleLamer писал(а):
(это если шарик "толкнули" влево, т.е. проекция вектора скорости на ось иксов отрицательна).

Только в уравнении это у Вас не отражено.

LittleLamer писал(а):
Получается вполне, как на мой взгляд, правдоподобная картина (см. рис. ниже): шарик замедляется сначала быстро, а потом сила трения воздуха на него не особо-то и влияет (правильно, ведь с уменьшением скорости она уменьшается)

По-моему - не очень правдоподобно. Во всяком случае конца движения у Вас не видно, в то время как шарик летит аж 20 минут и улетел он уже на 25 метров и еще не остановился.

LittleLamer писал(а):
т.к. скорость - это производная пути по времени, то имеет диф.уравнение второго порядка:
\[
my'' = r - ky - mg
\].
Тут я уже плыву.

Куда плывете? В теплые страны?
$my'' + ky = r - mg$ - линейное ДУ с постоянными коэффициентами (я так понимаю $r= const$?).
Загляните сюда:
[url]http://ru.wikipedia.org/wiki/Линейное_дифференциальное_уравнение_с_постоянными_коэффициентами[/url]

Добавлено спустя 13 минут 41 секунду:

Ааа... я вижу Вы обратились в правильный раздел. Ну ладно.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение09.02.2009, 01:55 


05/02/09
24
Парджеттер писал(а):
А как Вы уравнение решали?

Решал так: согласно рисунку ниже (скорость направим влево, поэтому сила трения и напралена вправо, т.е. в сторону противоположную)
Изображение
Проекция на ось абсцисс:
\[
ma_x  = F_{} 
\]
для наглядности силу трения запишем в виде:
\[
F_{}  = bv^2 
\],
где \[
b = \frac{1}
{2}c\rho \Omega  = c\rho \pi r^2 
\] (омега - площадь поверхности, шара пол площади)
(здесь и уходит 1/2)
Тогда
\[m\frac{{dv_x }}{{dt}} = bv_x^2 \]
\[\frac{{dv_x }}{{v_x^2 }} = \frac{b}{m}dt\]
\[\int {\frac{{dv_x }}{{v_x^2 }}}  = \int {\frac{b}{m}dt}  + C_1 \]
\[ - \frac{1}{{v_x }} = \frac{b}{m}t + C_1 \]

Постоянную интегрирования С1 найдем из следующих соображений: так как движение частицы по горизонтали (по оси абсцисс) обусловлено столкновени-ем с другой частицей либо стенкой и в нашем случае будет задаваться начальной скоростью, значит в начальный момент времени (t=0) скорость частицы будет равна некоторой максимальной скорости: vxmax, тогда
\[C_1  =  - \frac{1}{{v_{x.\max } }}\]
После подстановки получим уравнение для скорости частицы:
\[v_x \left( t \right) = \frac{{mv_{x.\max } }}{{m - bv_{x.\max } t}}\]
Найдем уравнение для перемещения частицы:

\[dx = v_x dt = \frac{{mv_{x.\max } }}{{m - bv_{x.\max } t}}dt\]\[\int {dx}  = \int {\frac{{mv_{x.\max } }}{{m - bv_{x.\max } t}}dt}  + C_2 
\]
\[x = mv_{x.\max } \left( { - \frac{1}{{bv_{x.\max } }}} \right)\ln \left| {m - bv_{x.\max } t} \right| + C_2 \]
При t=0 x=0, значит \[
C_2  = \frac{m}
{b}\ln m
\].
Тогда уравнение перемещения:
\[
x =  - \frac{m}
{b}\ln \left| {m - bv_{x.\max } t} \right| + \frac{m}
{b}\ln m
\]
\[
x\left( t \right) = \frac{m}
{{ \pm c\rho \pi r^2 }} \cdot \ln \left( {\frac{m}
{{\left| {m \pm c\rho \pi r^2 v_{x.\max } t} \right|}}} \right)
\].
А плюс или минус - решаем в зависимости от того, куда направлена скорость

Добавлено спустя 10 минут 23 секунды:

Парджеттер писал(а):
Ааа... я вижу Вы обратились в правильный раздел. Ну ладно

Только без обид, ладно? От математиков мне нужна помощь в решении уравнения. Полную же картину происходящего могут прояснить лишь физики

[
Спасибо, полезная ссылка

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение09.02.2009, 02:04 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
LittleLamer
А Вам не удобнее будет получить не $v_x(t)$, а $v_x(x)$?
Это делается заменой $$\frac{dv_x}{dt}=\frac{dv_x}{dx} \frac{dx}{dt}=v \frac{dv}{dx}$$

Тогда и уравнение у Вас будет $$\frac{dv_x}{dx}=-Av_x$$, где в $A$ загнаны все константы.
Получите т.о. $$\boxed{v_x=v_{x0}e^{-Ax}}$$ - тут сразу видно, что $$\lim_{x \to \infty} v_x = 0$$
Опять, же, начальное условие $v_x(x=0)=v_{\max}$ (эта скорость, которую Вы получаете в результате решения задачи теории удара - это, кстати, не просто обмен импульсами между шариками, строго говоря).
И тогда
$$\boxed{v_x=v_{\max}e^{-Ax}}$$

Добавлено спустя 45 секунд:

LittleLamer в сообщении #184985 писал(а):
Только без обид, ладно? От математиков мне нужна помощь в решении уравнения. Полную же картину происходящего могут прояснить лишь физики

А какие могут быть обиды? Я с поощрением это сказал :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение09.02.2009, 19:23 


05/02/09
24
Итак...
Проекция на ось абсцисс:
\[
ma_x  =  - F_{} 
\]
Далее, как Вы и советовали, получаем
\[
v_x \left( t \right) = v_{x.\max }  \cdot e^{ - Ax} 
\]
Парджеттер писал(а):
где в A загнаны все константы

Теперь найдем уравнение для перемещения частицы:
\[
dx = v_x dt = v_{x.\max }  \cdot e^{ - Ax} dt
\]
\[
\frac{{e^{Ax} }}
{A} = v_{x.\max } t + C_2 
\]
при x=0 t=0, тогда
\[
e^{Ax}  = Av_{x.\max } t + 1
\]
\[
x = \frac{1}
{A}\ln \left( {Av_{x.\max } t + 1} \right)
\]
Подставив выражение для постоянной A, окончательно получим:
\[
x = \frac{m}
{{c\rho \pi r^2 }}\ln \left( {\frac{{c\rho \pi r^2 }}
{m}v_{x.\max } t + 1} \right)
\]
На рис. ниже показан пример движения частицы массы 0.001 кг и имеющей начальную скорость 0.05 м/с.
Изображение
Но все равно получается, что шарик никогда толком не остановится! :cry:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение09.02.2009, 23:03 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
LittleLamer в сообщении #185159 писал(а):
Но все равно получается, что шарик никогда толком не остановится!

Ну формально остановка не наступит хотя бы потому, что, как я уже писал
$$\boxed{v_x=v_{\max}e^{-Ax}}$$
то есть решение имеет экпоненциальное затухание, которое, конечно имеет предел на бесконечности, но на конечных промежутках скорость никогда не будет равной нулю.
В таких случаях оценка чисто практическая - постройте график $v(t)$ или $v(x)$ и назначьте скорость $v_{\min}$, при которой Вы будете считать шарик остановившимся (это может быть очень маленькое, но конечное значение). А затем посмотрите, чему равно $t$ (или $x$) при этом значении.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение10.02.2009, 01:11 


05/02/09
24
Замечательно ). Теперь по абсциссам мне все стало понятно (кроме коэффициента С, но я его просто могу взять равным единице... :oops: ). Но как быть с движением по игрикам?
Парджеттер писал(а):
Ну а раз меняется и задано ее изменение, то, стало быть, есть еще одно уравнение, которое не зависит от первого

Рассмотрим все тот же рисунок:
Изображение
Решаем...
Изображение
Т.е. силу F представим как сумму двух состовляющих: зависящей от скорости воздуха
\[P\] и зависящего от высоты падения давления (силы) \[\Delta P\]
Изображение
Вот такой диффур получаем.
Но! В реальном (моём) обьекте скорость воздуха изменяется (точнее - пульсирует). Тогда если, например, \[P = B\left|\sin \left( {\omega t + \psi } \right)\right|\], то
\[
F = B\sin \left( {\omega t + \psi } \right) - ky
\]
и получим
\[
\begin{gathered}
  m\frac{{dv_y }}
{{dt}} = B\left|\sin \left( {\omega t + \psi } \right)\right| - ky - mg \hfill \\
  my'' = B\left|\sin \left( {\omega t + \psi } \right)\right| - ky - mg \hfill \\ 
\end{gathered} 
\]...
Ну с решением - ладно... можно и MATLAB'ом попробовать решить. Но возможно ли такое описание движения, скажите пожалуйста?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение10.02.2009, 02:01 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
LittleLamer в сообщении #185246 писал(а):
кроме коэффициента С, но я его просто могу взять равным единице...

Ну это вряд ли.

LittleLamer в сообщении #185246 писал(а):
$$y'' - \frac{L}{m}(y')^2 + \frac{k}{m}y = -g$$
Вот такой диффур получаем.

Ну что сказать - плохой диффур. Попробуйте проделать ту же замену, что я Вам говорил раньше для случая $v_x$.

p.s. А что это Вы уже ленитесь формулы нормально набирать? Картинки какие-то вставляете....

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение10.02.2009, 02:41 


05/02/09
24
Цитата:
Ну это вряд ли

Что же с ним делать-то... А как он называется? Это чтобы по названию поискать ).

Цитата:
Попробуйте проделать ту же замену, что я Вам говорил раньше

Попробовал:
\[
\begin{gathered}
  \frac{{dv_y }}
{{dt}} - \frac{L}
{m}v_y^2  + \frac{k}
{m}y + g = 0 \hfill \\
  \frac{{dv_y }}
{{dt}} = v_y \frac{{dv_y }}
{{dy}} \hfill \\
  v_y \frac{{dv_y }}
{{dy}} - \frac{L}
{m}v_y^2  =  - \frac{k}
{m}y - g \hfill \\ 
\end{gathered} 
\]
Вот только мне это не очень нравится, т.к. не вижу пути разделения \[
v_y 
\] и \[
y
\].
Если умножить на \[
{dy}
\], то получим
\[
v_y dv_y  - \frac{L}
{m}v_y^2 dy = \left( { - \frac{k}
{m}y - g} \right)dy
\]
Меня смущает левая часть, а именно \[
v_y^2 dy
\] :(
:idea: А что, если так:
\[
v_y^2 dy = \frac{{dv_y^2 }}
{{dt}}dy = v_y \frac{{dv_y^2 }}
{{dy}}dy = v_y dv_y^2 
\]
(но правильно ли это...)
Тогда получим:
\[
v_y dv_y  - \frac{L}
{m}v_y dv_y^2  = \left( { - \frac{k}
{m}y - g} \right)dy
\]
А теперь меня смущает \[
dv_y^2 
\], а точнее цифра "2" :shock:

Даже если теперь записать
\[
\begin{gathered}
  \int {\left( {v_y dv_y  - \frac{L}
{m}v_y dv_y^2 } \right)}  = \int {\left( { - \frac{k}
{m}y - g} \right)dy}  + C_1  \hfill \\
  \int {v_y dv_y }  - \int {\frac{L}
{m}v_y dv_y^2 }  = \int {\left( { - \frac{k}
{m}y - g} \right)dy}  + C_1  \hfill \\ 
\end{gathered} 
\]
то что делать с \[
\int {\frac{L}
{m}v_y dv_y^2 } 
\]... вижу такое первый раз в жизни (от математики далек)

Добавлено спустя 19 минут 32 секунды:

Цитата:
Картинки какие-то вставляете....

Далее буду оформлять аккуратно )

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение10.02.2009, 02:48 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
LittleLamer писал(а):
\[
\begin{gathered}
  \frac{{dv_y }}
{{dt}} - \frac{L}
{m}v_y^2  + \frac{k}
{m}y + g = 0 \hfill \\
  \frac{{dv_y }}
{{dt}} = v_y \frac{{dv_y }}
{{dy}} \hfill \\
  v_y \frac{{dv_y }}
{{dy}} - \frac{L}
{m}v_y^2  =  - \frac{k}
{m}y - g \hfill \\ 
\end{gathered} 
\]

По-моему, напрашивается внести под дифференциал $v_y$
$$v_y \frac{dv_y}{dy}=\frac12 \frac{dv_y^2}{dy}$$
после чего, если так Вам удобнее, можно заменить $v_y^2(y)=z(y)$ и получить уравнение на $z(y)$.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение11.02.2009, 00:22 


05/02/09
24
Парджеттер в сообщении #185263 писал(а):
и получить уравнение на Изображение.


У меня получается
\[
\frac{1}
{2}\frac{{dz}}
{{dy}} - \frac{L}
{m}z =  - \frac{k}
{m}y - g
\]
Тут тоже непонятно как сделать. Если умножить на \[
{dy}
\], то получится
\[
\frac{1}
{2}dz - \frac{L}
{m}zdy = \left( { - \frac{k}
{m}y - g} \right)dy
\]...
И еще волнует вопрос следующее: даже если правильно решить указанное выше дифф. уравнение... оно все равно описывает процесс не полностью, т.к. предполагает постоянство скорости воздушного потока.
Правильней будет иметь дело с уравнением, где предусмотрена пульсация воздуха:
\[
\frac{{dv_y }}
{{dt}} = \frac{B}
{m}\left| {\sin \left( {\omega t + \varphi } \right)} \right| - \frac{k}
{m} y - g
\]
(пульсирует по закону синуса)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение11.02.2009, 01:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
LittleLamer в сообщении #185497 писал(а):
У меня получается
\[ \frac{1} {2}\frac{{dz}} {{dy}} - \frac{L} {m}z = - \frac{k} {m}y - g \]
Тут тоже непонятно как сделать.


Ну так это просто линейное дифференциальное уравнение первого порядка. Оно решается стандартными способами: хоть методом вариации произвольной постоянной, хоть подстановкой Бернулли.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 33 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group