Последний раз редактировалось barga44 19.02.2009, 09:09, всего редактировалось 4 раз(а).
Причины неудачи лунного проекта CCCP и ракеты Н-1
Возникли из-за плохого руководства проектом на уровне правительства, финансовых проблем, конструкторских и инженерных просчетов.
Проблемы неэффективного руководства можно разделить на неправильное планирование, организацию, управление и связь.
Во главе страны стояли не избираемый народом, хитрый, трусливый, необразованный генсекретарь Советского союза Хрущев. Он лично отдавал приказ о тайном уничтожении десятков тысяч человек в СССР, поддерживал Лысенко, который, например, написал донос и добился, чтобы арестовали генетика Вавилова и разогнали кафедру генетики в МГУ.
1.1 Проблемы планирования.
Неправильно выбраны цели организации, не определена политика,
программы, образа действий и методы для их достижения.
Во-первых, в СССР отказались от совместной экспедиции на Луну, которые предложили американцы.
Была не создана хорошая организация для этого лунного проекта в СССР.
КБ Королева или ОКБ-1 было поручено одновременно две труднейших задачи: оборона СССР от фантастического нападения на них США, и одновременно выполнить лунную программу.
В руководстве СССР существовала параноидальная идея о нападении на СССР США. Кроме того, советские войска вместе с китайскими зачем-то участвовали в войне против войск ООН в Корее, во Вьетнаме в 50-70 годы, в Комбодже.
То есть советское руководство распыляло огромные средства на нелепые политические проекты, вместо того, чтобы сконцентрировать силы нации. И закончить быстро проект.
В США существовал Пентагон и НАСА. Каждая организация занималась своей военной и научной программой раздельно. Королев обязан был заниматься всем.
Королев не смог привлечь лучших специалистов по ракетному двигателестроению в СССР для создания лунной ракеты, так как Глушко был против этого.
Глушко считал, что надо использовать ядовитые компоненты ракетного топлива - азотный тетраксид и гептил на первой и второй ступени. Удельный импульс в пустоте для ракетного двигателя равен около 350 с при давлении в камере сгорания 100 атм и давлении 0.1 атм на срезе сопла. От гептила не спасал противогаз дольше 2 минут. Нужны были защитные костюмы и автономные источники воздуха для дыхания для заправщиков. Конструкция ракетного двигателя была проста, так как при запуске ракеты компоненты самовоспламенялись. Такое топливо используется на космических кораблях для тормозных и разгонных двигателей, для двигателей многократного запуска, на посадочных и взлетных ступенях корабля системы "Апполон",у китайских ракет для запуска тайконавтов.
Королев выступал за кислородно-керосиновые компоненты (удельный импульс в пустоте 314 с) безвредные.И ему приказали за год сощдать такой двигатель.Глушко отказался. Королев вынужден был связаться с КБ Н.Д. Кузнецова, и поручил им разработать ракетный двигатель на 150 тонн, которыми они никогда не занимались.
Одновременно с лунной программой КБ Королева занималось более дорогим марсианским проектом. И множеством военных проектов.
Не было запланировано использовать водород и кислород в первой, второй, третьей ступени, как сделали в США на Сатурне 5. Он обеспечивает удельную тягу в пустоте около 430 сек, самую наибольшую из всех доступных людям и экоологичеки безопасных. То есть, скорость у выбрасываемых продуктов сгорания на водороде и кислороде для одного и того же соплa более, чем на 1.2 км/сек быстрее. чем у киросино кислородного двигателя.
1.2. Проблемы организации.
Параноидальное противостояние коммунистов со всем миром привели к созданию железного занавеса (за переход границы с СССР жителей расстреливали) и секретности лунного проекта. Все материалы по лунному проекту уничтожили - 29 томов документации. Их привозили на грузовиках на Байконкуре и сжигали.
Ни одной ракеты Н1 для музея не оставили. Никто про него в СССР из населения не знал.
В США лунный проект стал предметом национального престижа и гордости.
Огромное число патентов потом использовалось в частном бизнесе.
Только в СССР телепередача о высадке Нила Армстронга на Луну не транслировалась.
1.3 Проблемы управления.
Не была обеспечена работа разных подсистем в соответствии с планом. Когда стало ясно, что выполнить полет в 1967-68 году не удастся, план не был подкорректирован и правительство СССР выдумало несколько отвлекающих проектов по космонавтике. Начали работу по космическим станциям,проект Спираль. Началось распылять силы инженеров на решение множества разных новых и труднейших задач.
1.4 Проблема отсутствия связи между обществом и разработчиками проекта. Между обществом и правительством.
Не было передачи информации между центрами различных подсистем и организаций, обеспечивающих принятие решений. Не было обмен информации с внешним миром, с обществом по проекту. То есть инженеры находились в секретных КБ и за ними наблюдали работники КГБ. Пресса и журналисты не допускались до этого проекта. Все делалось втайне. Кто должен был лететь, какие программы они должны делать. Это какой-то бесчеловечный подход. Как и в Китае сейчас. Когда умер Королев и был смещен со своей должности Мишин проект лунной ракеты закрылся в 1971 г.
2. Финансовые проблемы
В СССР не велся точный учет средств, выделяемый на лунную программу. По мнению многих конструкторов суммы и сроки были просто не реальные. Например, в США с 1961 г занимались лунной программой и в 1969 г высадились на Луну. В СССР Королеву было приказано с 1964 г и в 1967-68 высадится на Луну. Срок же начала программы, как и ее окончания был совершенно внезапным, как снег на голову.
Не жалели затраченный труд инженеров и рабочих. По приказу Глушко было уничтожены две готовые к пуску ракеты Н1. Испытание которых могло дать много нового конструкторам и испытателям. Он отдал глупый приказ уничтожит 150 ракетных двигателя НК-33.
Н.Д. Кузнецову удалось их сохранить,продать некоторые в США и Японию спустя 30 лет. Цель Глушко была убрать конкурента и запретить КБ Н.Д. Кузнецова заниматься ракетными двигателями.
3. Конструкторские и технологические просчеты
При создании систем целое обладает частями, не описываемые его отдельными элементами.
Чем меньше элементов, тем система надежнее. Поэтому в США на 1 ступени по 5 ракетных однокамерных двигателей. Каждый тягой по 690 тонн в пустоте. На второй ступени 5 двигателей на 102 тоннысилы. На третьей ступени ракеты Сатурн 5 установлен один однокамерный двигатель на 102 тоннысилы.
Таким образом, вся ракета Сатурн-5 потребовала 5 690-тонных и 6 102-тонных двигателей.
Два типа однокамерных двигателей. Всего 11 двигателей.
Когда один двигатель отказывал, все равно 1 или 2 ступень выводила ракетy Сатурн-5 за более длительное время. Когда отказывал один двигатель на Н1, то это сопровождалось пожаром, oтключeниeм вcex двигaтeлeй и самоликвидации всей ракеты.
На второй ступени Сатурн-5 бак окислителя находится внутри бака горючего. Что сокращает размеры ступени и силу трения о поверхность, длину и вес ракеты.
Для того, чтобы создать 690 тонный однокамерный двигатель, нужно развить теорию и методы решения задач подавления колебаний в элементах ракетного двигателя ( теорию неустойчивости горения в ЖРД). Даже для ракеты Восток и Союз для двигателей Рд-108 и Рд-107 на 102 тоннысилы эта задача не решена до конца. Один двигатель состоит из 4 камер. Что ведет к удорожанию двигателя, сложности конструкции. Увеличению веса и цены.
В проекте ракеты Н1 на 1 ступени использовано тридцать 150 тонных двигателей NK-33, на второй 8 двигателей NK-43, на третьей 4 NK-39.
То есть 42 двигателя трех типов. Это привело к ненадежности всей системы, по сравнению с Сатурн-5.
Ракета Сатурн 5 состоит из 3 ракет. Сначала в США создали третью ступень, затем вторую с третьей. Затем соединили три ступени вместе. Получили новую более мощную ракету.
В СССР все сделали по другому. Ракету начали делать заново, как можно дешевле, но без использования всех новых технологий. Причем многие операции сборки делали на космодроме, а не на заводе изготовителе.
Кроме того правительство ССР распылило силы. Оно организовала еще 2 параллельных проекта двух других КБ. Похожие тяжелые ракеты стали проектировать два разных КБ. Янгеля и Челомея. Последние два проекта окончились ничем из-за отсутствия финансирования. В СССР срочно началось строительство десятка атомных подводных лодок, каждая стоила сотни миллионов долларов.
Проблема ненадежности Н1 привела к 4 аварийным пускам из-за неработоспособности первой ступени. Был уничтожен один из стартов этой ракеты. Инженеры так и не добились, чтобы первая ступень отделилась от второй и был проведен запуск второй ступени.
Заместитель Королева Сергей Крюков утверждает, что их обманули.
Ракетные двигатели, которые сначала устанавливались на Н1, не проходили предварительных огневых испытаний после изготовления, а турбонасосы не проходил даже прокрутки на стенде. Поэтому турбонасос прекращал работу, взрываясь, или происходил пожар. То есть инженеры в КБ Кузнецова не знали, как правильно нужно испытывать и проектировать ракетные двигатели. Испытав два из шести, они их выбрасывали, а 4 новых, не испытанных на стенде, устанавливали сразу на ракету Н1. Это грубейшее нарушение этапа разработки ракетного двигателя.
Этих ошибки уже не были допущены при разработке ракеты Энергия. И вполне возможно, эта ракета может быть использована для международного проекта полета человека на Луну, ближайшему астероиду, который угрожает столкновением Земле, на Марс, к Юпитеру.
|