Я могу сказать одно: С точки зрения того, как логика трактует связь между теорией и метатеорией, из утверждения "я думаю, что я существую" не обязательно должно следовать "я существую".

Ок. Можно ещё такую форму:
Из декларации "Я существую" вовсе не следует истинность утверждения "Он существует".
Или: Из декларации "Я существую" вовсе не следует его существование.
epros писал(а):
eLectric писал(а):
Считаю, что целенаправленность можно редуцировать к принности.
Зачем? Зная цель, конечно же можно вычислить оптимальный план действий. Но смысл описания поведения как целенаправленного - не обязательно в его предсказании.
Просто хочу сказать, что поведение, которое мы называем целенаправленным, является частным случаем прчинного.
epros писал(а):
Тупой алгоритм наведения ракеты - целенаправлен. Но мы же говорим о классификациях типов сознательного поведения.
Ну, хорошо. Тогда просто имеем ввиду, что понятие целенаправленного поведения шире, чем сознательно-целенаправленное.
epros писал(а):
целенаправленное поведение заключается не в самом действии по плану, а в разработке плана...
Эта "карусель" - не целенаправленное поведение, а ролевое
Думаю, что поведение может быть целенаправленным и вовсе без плана. Как, например, преследование.
Ключевой момент - выбор и свершение конкретного действия возможного из нескольких альтернатив.
Создание плана - лишь одно из действий в последовательной их цепочке целенаправленных актов. Человек свободен и купив, в конце концов, билет может в кино и не пойти. Это не значит, что все предыдущие действия были не целенаправлены. Были ц-направлены, хотя в кино он так и не попал. В каждый момент пути у него была свобода выбора и, сознательно или нет, он этот выбор делал, а значит совершал целенаправленный акт.
epros писал(а):
Я, конечно, могу не угадать, что в данном случае понимается под "причинностью", но если речь о задаче предсказания динамики системы, то она совсем не про описание типов сознательного поведения.
Причинность означает, что каждое прозошедшее событие является следствием предыдущих.
Телеологическое представление утверждает, что каждое событие происходит для того, чтобы произошло следующее, ведущее к конечной цели.
Соответственно, объяснительные теории строятся так:
Причинная - событие Y произошло, потому что ранее произошло событие Х.
Целесообразная - Событие Y произошло для того, чтобы произошло событие Z.
Целесообразные теории выражаются в представлениях о постоянном совершенствовании мира или вершинах эволюции и, вообще, о направлении эволюции.
realeugene писал(а):
Рассмотрим, ну например, терморегулятор на батарее:
1. Есть ли у него цель?
2. Можно ли сказать, что он действует целенаправленно?
3. Есть ли у него различные альтернативы действий?
4. Есть ли у него свобода воли?
Ну вот, самый интересный вопрос: демонстрирует ли целенаправленное поведение самонаводящаяся ракета? Есть ли у неё свобода воли?
В общем - целенаправленна ли система с Отрицательной Обратной Связью?
Давайте сначала про свободу воли. Представим систему с памятью. Это означает, что она реагирует на воздействие не только в зависимости от самого воздействия, но также от состояния своей памяти. Эту систему мы называем одной и той-же, хотя в разные моменты времени у неё разное состояние памяти. Т.е. эта система по разному отвечает на одно и то-же воздействие. Мы это формулируем как "система может отвечать по разному". Весь спектр возможных реакций представляет возможность выбора одной из них. И, по сути, определяет свободу выбора. Если система действует целенаправленно, то можно сказать, что это свобода воли. Т.е. свобода возможностей для движения к цели.
Действует ли регулятор целенаправленно?
Я пока не вижу у регулятора какой-то свободы. Если считать внешним воздействием температуру среды, то действия регулятора однозначны: При такой-то температуре быть включенным, при такой-то - выключенным. Нет различных реакций на одно и то-же воздействие. не приходится говорить о свободе воли.