Человек думает, что он обладает свободой воли, и epros, как я его понял, утверждал, что это и есть свобода воли.
Свобода воли - это не то, что человек о ней думает. Человек вынужден думать, что обладает свободой воли (если, конечно, не подменяет понятия), потому что так устроена его психология восприятия себя.
Я с ним согласен, что это и есть свобода води в модели мира самого человека. Но дополнительно думаю, что в мире окружащих людей свобода воли этого человека означает его непредсказуемость.
Суть не в том, модель ли это самого человека или модель других людей. Если Вы скажете, что обладаете свободой воли, то я Вам поверю, т.е. применю модель со свободной волей к другому человеку. И это будет совсем неплохая модель, с учётом того, что достаточно качественную модель Вашего поведения в виде алгоритма мне вряд ли удастся построить. И это не будет означать никакой непредсказуемости, ибо наверняка многие Ваши принятые по собственной воле решения предсказать (другим людям) вполне можно.
-- Ср фев 12, 2025 18:39:54 --Какое отношение знание о свободе воли имеет к прогнозированию?
Прямое: знание о свободе воли невозможно без минимального прогнозирования последствий совершаемых и контролируемых действий.
Это утверждение очевидно ложно. Моё знание о том, что я могу по своей воле поднять руку, встать со стула и сделать массу других вещей, существует вне зависимости от прогнозирования последствий этих и любых иных действий.
Нет, по современным психологическим представлениям дела обстоят именно так: ощущение свободы воли у нас есть в психике вполне себе реально (и это хорошо объясняется с точки зрения эволюционной биологии и эволюционной психологии), а сама свобода воли есть не более чем приятная иллюзия.
Извиняюсь за резкость, но Вы сейчас мне про "современные психологические представления" просто лапшу на уши вешаете. Я высказал простое и очевидное утверждение, проверка которого не требует привлечения никаких особо продвинутых "психологических представлений": Если я только ощущаю, что могу свободно по своему решению встать со стула, но как только дойдёт до дела, то выяснится, что на самом деле не могу, вот тогда и только тогда можно говорить, что у меня есть "только ощущение" свободы принятия данного решения, но реальной свободы нет. Я неоднократно проверял: работает, ощущение свободы принятия решения каждый раз оказывается соответствующим реальности.
И когда Вы мне рассказываете про "приятную иллюзию", то просто подменяете понятия, опять подсовывая вместо свободы воли непредсказуемость или что-то ещё.
Можете спокойно считать, что Ваш мозг находится в колбе и всю эту "объективную реальность" вместе со стулом на него транслирует система виртуальной реальности
Не могу: с точки зрения современной научной картины мира в пользу этого варианта ничего не говорит, а так как этот вариант сложнее, чем минимальный/минималистский реализм (презумпция, что объективная реальность существует, объективно существует стул и я), то бритва Оккама спокойно прирезывает всякие виртуальные реальности, мозги в колбе, больцмановские мозги и иже с ними.
Ох, опять эти презумпции и нависшая над нами с фатальной неизбежностью как Дамоклов меч бритва Оккама... Если Вам вычитанная где-то в сомнительных философских трудах "точка зрения", ошибочно принятая за "современную научную", мешает что-то предположить, то это только Ваша проблема. Мне не мешает, я могу предположить.