определение - это когда однозначно правильно и без лишних слов (наиболее кратко) вводится новое слово
Краткость, конечно, - сестра таланта. Но краткость не должна быть в ущерб пониманию. Приведу пару примеров.
1. Когда я начинал изучать матанализ, прочёл в учебнике Л.Д. Кудрявцева такое определение:
Цитата:
Множеством действительных чисел называется непрерывное упорядоченное поле.
Определение, безусловно, краткое и ёмкое - для тех, кто уже знает, что такое поле, что такое непрерывность (поля), и что такое порядок. Но было ли это определение хоть сколько-нибудь полезным для меня, только начинавшего обучение в вузе? Очевидно, нет: я ещё не знал ни того, ни другого, ни третьего. Пришлось разбираться по другим учебникам. Вопрос: какая радость от такой вот краткости
в учебнике?
2. Этот пример относится ко времени, когда я уже сам учил студентов. Иногда, желая выудить из студента хоть что-то, спрашивал: "Ну, что Вы мне сами можете рассказать такого, что Вы действительно знаете?" Студенты, как правило, обожают короткие формулировки: их гораздо легче запомнить чисто механически. Многие первокурсники восклицали что-нибудь вроде: "Я знаю, что такое ранг матрицы!" Я соглашался: "Хорошо, расскажите". - "Это порядок её базисного минора!" - "А что такое базисный минор?" Тут многие возмущались: "Но это уже другой вопрос!". Комментарии, думаю, излишни.
В общем, к тезису о том, что хороши лишь самые короткие определения, я отношусь весьма осторожно.
Бывает и так, что автор какого-нибудь курса (или учебника) вводит собственное определение известного понятия, отличное от общепринятого. Конечно, злоупотреблять такой возможностью не следует. Но в принципе такой подход может быть иногда допустим по соображениям методического характера.
В качестве примера укажу на определение определителя матрицы. В большинстве классических учебников он определяется как сумма произведений элементов матрицы, выбранных из её разных строк и столбцов, взятая со знаком "плюс" или "минус" в зависимости от чётности перестановки вторых индексов элемента (где первые индексы упорядочены по возрастанию). Но вот Д.В. Беклемишев в своём курсе и в своём учебнике использовал внешне непохожее определение. Индуктивное. То есть, сначала автор говорил, что определителем квадратной матрицы первого порядка является единственный элемент этой матрицы, а затем давал формулу, по которой определитель матрицы
-го порядка выражается через определители матриц
-го порядка при
(формула использовала разложение определителя по первой строке матрицы). Для построения своего курса он счёл такой подход более удобным. "Имел ли он право" так поступить? Думаю, что да, если по его учебнику учиться оказалось вполне возможным.
В общем, какими могут или какими должны быть определения - вопрос не вполне конкретный (и потому не вполне корректный). Тут нужно уточнять: для какой цели? Для начального знакомства с предметом? Или для совершенствования в нём? А может, ещё для чего-то? После формулировки цели разговор становится более предметным и ясным.