(Выскажу своё совершенно некомпетентное мнение по начальному вопросу ветки.)Как Вы,
katzenelenbogen, и пишете, со школы мы привыкли: объект вводится при помощи (одного) определения, а затем формулируются утверждения (в частности критерии). И обычно в курсах математических дисциплин так и происходит.
Но, понятия предела и непрерывности формировались чрезвычайно долго. Для более-менее четкой формулировки понятия предела функции потребовалось достаточно аккуратно сформулировать понятие действительного числа. Это время второй половины 19 века. В этом направлении работало большое число математиков (Коши, до формулировки понятия действительного числа, а затем Вейерштрасс, Дедекинд, Гейне, Кантор,…). Сумбурно и излишне кратко это описано, например, в книге [1] (зато эту книгу можно найти в Сети и свободно скачать). Естественно формулировались разные определения. Для предела функции два из них, переформулированные на современном языке, — это определении предела по Гейне («на языке числовых последовательностей») и определение по Коши («на языке
-
»). Наличие двух определений не приводит к противоречию, поскольку сразу даётся доказательство их эквивалентности. (Вопрос о том, чем можно пользоваться для этого доказательства в начальных курсах не поднимается.) Исходя из исторических особенностей, и поскольку ни одно из определений не имеет откровенных преимуществ перед другим, так и сформировалась традиция двух/трёх определений предела с последующим доказательством их эквивалентности. Вообще в преподавании математики не очень следуют историческому пути развития. Почему же сохраняется такое положение? Помимо того, что вопрос чрезвычайно мелкий (а если что-то того не стоит, то нет смысла что-то и переделывать) есть и ещё один (сугубо практический) довод в пользу этого. Критериев в начале курса достаточно много и имена Гейне, Коши, Вейерштрасса часто звучат, поэтому для удобства отсылки к некоторой формулировке удобней оставить для некоторых формулировок статус определений. (Ссылки по номеру формулировки на лекции/семинаре как-то не очень удобны. Использование «поименованных» формулировок значительно удобней.) (Это тоже крайне слабый довод, но совместно с другими он, лично меня, успокаивает.)
[1] История понятия числа и непрерывности в математическом анализе XVII–XIX вв.: моногр. / Синкевич Г. И.; СПб. гос. архит.-строит. ун-т. – СПб., 2016. – 312 c.