Долго не отвечал на вопрос
Booker48 , поскольку не имею интереса кому-то что-то доказывать. Однако возникли новые мысли.
Ну так приведите цифры, которые это подтверждают.
Ну нет у меня этих цифр. Не сохраняю у себя ненужную (как мне кажется) информацию. Но моя мысль похожа на правду. Допустим, что среди выпускников мехмата, которые учились в СУНЦе, академиков и членкоров в процентном отношении выше, чем среди выпускников мехмата вообще. И эта разница статистически различима. Но ведь вы сами пишете:
Это не так. В 60-е годы было открыто несколько школ-интернатов (Москва, Ленинград, Киев, Новосибирск, Свердловск, ещё где-то). И туда поступали для обучения в 9-10 классах "самые лучшие школьники". А некоторые и туда и не поступали, например, харьковчанин Владимир Дринфельд так и учился в харьковской ФМШ.
То есть, те мехматовцы, которые не учились в СУНЦе, тоже были отнюдь не слабыми (мягко говоря). И вообще, дело не в этом. Дело в том, окончив мехмат, станешь ты академиком или членкором, зависит не столько от того, учился ли ты в своё время в СУНЦе или нет, а больше от места, где устроишься работать. А это может и не коррелировать с обучением в СУНЦе.
Ваш текст изобилует оценочными суждениями. Откуда, например, информация, что школа не оправдала надежд Колмогорова?
Да, это оценочное суждение (но не лично моё, а кого-то из учеников Колмогорова). Не вижу в этом ничего плохого. Тут дело в той эпохе и в личности Колмогорова. В то время когда создавался СУНЦ (примерно лет 60 назад) были ожидания, что ещё чуть-чуть и наука перевернёт нашу жизнь коренным образом в лучшую сторону. А Колмогоров был очень большим идеалистом и действительно ожидал и от науки и от СУНЦа в частности достаточно многого. Да, выпускники СУНЦа действительно стали и академиками и членкорами, как вы приводили примеры. Но вот уходят математики - Колмогоров, Шафаревич, Арнольд, Гельфанд, Манин, Новиков и т.д. Новые академики сравнимы по своему масштабу со старыми? Я не уверен.
Так какие новые соображения я хотел тут изложить? Во-первых я вспомнил своего старого знакомого. Он побеждал во всех олимпиадах по физике. Его пригласили в СУНЦ без отбора. Он оттуда быстро сбежал в родную школу. Дело в том, что в этом СУНЦе он ощутил колоссальную нагрузку, к которой не привык. Он попал в ситуацию постоянного стресса, когда вечно чего-то не успеваешь и вечно чего-то должен. Собственно, подумать о науке было некогда. Выживали лишь способные быстро не задумываясь отстреляться от тех заданий, которые нужно было выполнить. Особенно доставали предметы, не имеющие отношение к физике и математике. А математика преподавалась таким образом, что особо к физике отношение не имела. И её тоже было достаточно много.
Так тот мой знакомый вернулся в родную школу, продолжал выигрывать олимпиады. Продолжал усваивать ту науку, которую считал для себя нужной и в удобном для себя темпе. Поступил в ФизТех. Особо успевающим он там не был. Устроиться на работу с нормальной оплатой не смог. Эмигрировал в США. Устроиться там преподавателем тоже не смог. Однако устроился на работу в частной фирме с очень хорошими деньгами. Это всё я к тому, что у каждого свой темп в усвоении информации. И этот темп может сильно конфликтовать с тем, что предлагается в отдельных спецшколах и отдельных ВУЗах (матфак ВШЭ, НМУ к примеру).