2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В раздел Пургаторий будут перемещены спорные темы (преимущественно псевдонаучного характера), относительно которых администрация приняла решение о нецелесообразности продолжения дискуссии.
Причинами такого решения могут быть, в частности: безграмотность, бессодержательность или псевдонаучный характер темы, нарушение автором принципов ведения дискуссии, принятых на форуме.
Права на добавление сообщений имеют только Модераторы и Заслуженные участники форума.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
 
 Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение27.04.2024, 16:20 


27/03/20

126
Заинтересовала такая задача.
Решил как мог. Буду благодарен за проверку на правильность. И дважды благодарен если кто представит другое решение этой же задачи.
Не моя. Просто подходящий случай оценить мой нынешний уровень понимания теории. У знатоков хорошо разобравшихся в кинематике СТО.

(1)

Это один «товарищ» такой задачей несколько лет пытается безуспешно доказать существование противоречий в преобразованиях Лоренца (ПЛ). Подразумевая «по ПЛ время всегда замедляется у движущихся тел, но у движущегося западного самолета Хафеле-Китинга время ускорилось». Что-то вроде того, особо я не вникал. Впрочем к делу это никак не относится. Разговор пойдет только про правильное/неправильное моё решение задачи.

Решать лично я будут в формате мер $c=1$, т.е $1t=1S$. А именно времена 1t=1нс ; расстояния 1S=0,299792458м; скорости V в долях от «с» (mkC подразумевает миллионная доля). В скобочках буду приводить значения в привычных СИ.
Кто-то другой может решать в любой удобной ему системе мер. Без проблем найдем общий язык в числах.

Задача: Самолет летит вдоль известной параллели в направлении запада. Пролетает мерный участок. Сравнить показания наземных и самолетных часов.

Формализую задачу:
1) Три материальные точки: наземное место старта (А); наземное место финиша (Н); самолет (Е).
2) Внутри каждой А,Н,Е тождественные часы (пусть атомные цезиевые).
3) Часы А и Н синхронизированы должным образом по правилам СТО.
4) Два события: 1 «старт» одноместное для А и Е; 2 «финиш» одноместное для Е и Н.
5) Для решения задачи можно создавать любые системы отсчета по правилам СТО. Лично я буду именовать их «СК_х» система координат сопровождающая [такой-то «х», обычно одну материальную точку или группу]
6) Для участника «планета Земля (Z, подразумевая этим и фактическое суточное вращение)» создам СК_Z.
7) Записываем показания часов Е (самолета) по факту событий 1 и 2. Число результата математической разницы именуем $T_{12E}$.
8) Начинаем запись показаний часов А (места старта) по факту события 1 и останавливаем по событию «факт событие 2 от места Н распространилось взаимодействие до места А». Число результата математической разницы именуем $T_{12A}$. Под понятием «взаимодействие» понимаем это –

(ЛЛ2)

Изображение

Дано (известно) в числах:
1) $S_{12A}=727,1697275$ (218м) – Расстояние мерного участка в СК_А. Измерено, показания лазерного дальномера из А.
2) $V_{AE}=0,727169728mkC$ (218м/с) – скорость Е (самолета) в СК_А. (примерно столько и у Хафеле-Китинга). Измерено, показание радара из А.
3) $W=1,314242535mkC$ (394м/с) - Параллель 33гр. (примерно какая была у Хафеле-Китинга), линейная скорость в СК_Z. Из справочника.

Искомое: показания часов наземных ($T_{12A}$) и самолетных ($T_{12E}$) сравнить на больше, меньше, равно. Путем нахождения математической разницы $T_{12E}-T_{12A}=$

Для всех преобразований из одной системы отсчета в другую систему отсчета использую такую (удобную мне, для ссылок наименую её «форма1») универсальную форму ПЛ -

(форма1)

Изображение

(По запросу конечно каждый шаг распишу, конкретную формулу и числовое вычисления по ней предоставлю, если вдруг кому что непонятно в этой форме).

Мое решение здесь.

(Моё решение, семь шагов)

шаг1 в СК_А узнаю координатное время между событиями 1 и 2
$\frac{S_{12A}}{V_{AE}}=t_{12A}=1000000000$ (1сек)

шаг2 в СК_Z узнаю расстояние на которое переместилось место А между событиями 1 и 2
$t_{12A}\cdot W=S_{ZA}=1314,2425351$ (394м)

шаг3 Делаю преобразование из СК_Z в СК_A, узнаю фактические показания (собственное время) наземных часов между событиями 1 и 2. Подставляю в форма1
$t_{12A} \to t'$ и $S_{ZA} \to S'$ и $W \to V$
Тогда
$S = 0$
$t = 999999999,9991360 = T_{12A}$ (0,999999999999136сек)

шаг4 Узнаю скорость самолета в СК_Z.
$\frac{\left| V_{AE}-W \right|}{1-V_{AE}\cdot W}=V_{ZE}=0,587072808mkC$ (176м/с)

шаг5 в СК_Z узнаю расстояние на которое переместился самолет Е между событиями 1 и 2
$t_{12A}\cdot V_{ZE} =S_{ZE}=587,0728075$ (176м)

шаг6 Делаю преобразование из СК_Z в СК_E, узнаю фактические показания (собственное время) самолетных часов между событиями 1 и 2. Подставляю в форма1
$t_{12A} \to t'$ и $S_{ZE} \to S'$ и $V_{ZE} \to V$
Тогда
$S = 0$
$t = 999999999,9998280 = T_{12E}$ (0,999999999999828сек)

шаг7 (итог) Делаю сравнение $(T_{12E} - T_{12A} = 0,0006914) \to (T_{12E} > T_{12A})$
(на 0,691413879пс)

Ответ короткий: между событиями 1 и 2 самолетные часы насчитают времени на 0,691413879пс больше чем наземные часы.
(В пересчете на полную кругосветку получилось 107нс разницы. У Хафеле-Китинга по расчетам $96\pm 10$. Вполне хорошо сошлось).

По такому же шаблону нашел ответы и еще для нескольких других скоростей $V_{AE}=$, сразу показываю вычисленную разницу -
Изображение

Очень хорошо бы увидеть на эту задачу решение (по СТО конечно) такое, которое имеет другой ответ. А еще лучше сразу и ответы для всех скоростей из таблицы выше. В общем если моё решение задачи ошибочное, то хотелось бы получить по настоящему содержательную (полезную мне) критику. А именно сначала узреть правильное решение этой задачи, и лишь потом, в сравнении с ним, видно будет на каком шаге размышлений я оплошал. А просто критика «у тебя тут неправильно, и тут, да у тебя всё неправильно!» она ведь не очень мне поможет устранить проблему, если таковая присутствует.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение27.04.2024, 17:53 


17/10/16
4042
igigall
Вы решаете на самом деле такую задачу. Самолет, часы которого в точке старта были синхронны с часами неподвижной системы отсчета (это у нас Земля), пролетел в этой системе отсчета расстояние $S=218$ м со скоростью $V=218$ м/с. Какова разница в показаниях собственного времени самолета и времени в неподвижной системе отсчета в точке финиша?

Решение такое:
Допустим, в момент старта все часы показывали $0$.

Время полета самолета равно $t=\frac{S}{V}=1$ сек. Столько времени покажут часы неподвижной системы в точке финиша.

Замедление часов самолета происходит с коэффициентом $\sqrt{1-(\frac{u}{c})^2}=0,999.999.999.999.736$. Поэтому в точке финиша (с учетом того, что часы неподвижной системы отсчитали ровно 1 сек) часы самолета будут показывать это значение. Разница между часами Земли и самолета составит $2,64*10^{-13}$ сек.

Скорость вращения Земли нам, кстати, не нужна.

Вы решаете эту задачу в ИСО, в которой самолет и поверхность Земли движутся в ИСО звезд (Земля вращается вокруг своей оси, но не движется по орбите). Так тоже можно делать, но это лишнее усложнение, поскольку вводится скорость вращения Земли, а ответ в задаче зависит на самом деле только от скорости самолета относительно Земли.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение27.04.2024, 18:07 


27/03/20

126
sergey zhukov в сообщении #1637449 писал(а):
Столько времени покажут часы неподвижной системы в точке финиша.

А, понятно я что вы предложили. Нет. Это совершенно не та задача которую решал я и решение которой я предложил здесь оценить.
Лично мне вами предложенная задача не особо интересна, уж извините, так что я не участвую.
Вот если вы по моей задаче решение предоставите, то это будет здорово. И особо здорово когда для разных скоростей западного самолета.

-- 27.04.2024, 18:08 --

sergey zhukov в сообщении #1637449 писал(а):
Вы решаете на самом деле такую задачу.

А, и да, если я вдруг неясно условия задачи показал, то сообщите. Уточню что надо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение27.04.2024, 18:55 


24/08/12
953
igigall в сообщении #1637441 писал(а):
4) Два события: 1 «старт» одноместное для А и Е; 2 «финиш» одноместное для Е и Н.
5) Для решения задачи можно создавать любые системы отсчета по правилам СТО. Лично я буду именовать их «СК_х» система координат сопровождающая [такой-то «х», обычно одну материальную точку или группу]
.....
7) Записываем показания часов Е (самолета) по факту событий 1 и 2. Число результата математической разницы именуем $T_{12E}$.
8) Начинаем запись показаний часов А (места старта) по факту события 1 и останавливаем по событию «факт событие 2 от места Н распространилось взаимодействие до места А». Число результата математической разницы именуем $T_{12A}$. Под понятием «взаимодействие» понимаем это
Тоесть ваша величина $T_{12A}$ - это НЕ время, которое полет самолета занял в системе отсчета синхронизированных наземных часов.
(если я правильно интерпретирую смысл вашей невнятной фразы " «факт событие 2 от места Н распространилось взаимодействие до места А» ")

А $T_{12A}$ - по вашей дефиниции - это время которое полет самолета занял в системе отсчета синхронизированных наземных часов, ПЛЮС время необходимое свету добраться с точки прибытия до точки старта.

Допустим две события (происходящие в тех же удаленных точек А и H на земле) происходят одновременно в СК_А (ИСО связанной с поверхности земли). Для таких событий ваша величина $T_{12A}$ будет равна $\frac{L_{AH}}{c}$ (где $L_{AH}$ - расстояние между A и H в той же СК_A). Но поскольку такие события одновременны (по определению) в СК_А, то разница времен в которых они произошли в СК_A равна нулю.
igigall в сообщении #1637441 писал(а):
Искомое: показания часов наземных ($T_{12A}$) и самолетных ($T_{12E}$) сравнить на больше, меньше, равно. Путем нахождения математической разницы $T_{12E}-T_{12A}=$
Искомое сравнение между так определенных вами величин как-то бессмысленно, так как в величину $T_{12E}$ не включено время прохождение света с какой-либо точки до другой.
А в $T_{12A}$ - почему-то включено.

Далее на решение пока не смотрел... Только понял, что:
- Неинерциальные эффекты - т.е. вращение земли (вокруг оси и солнца) игнорируется; СО связанные с поверхности земли (и ee траектории на орбите) считаем ИСО
- почему-то оно проводится с привлечением третьей ИСО СК_Z которая не сопутствует ни самолета, ни поверхности земли.
Это лишнее усложнение (хотя разумеется, результат будет тот же самый независимо от того через каких ИСО пересчитывается).

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение27.04.2024, 19:15 


27/03/20

126
manul91 в сообщении #1637452 писал(а):
Тоесть ваша величина $T_{12A}$ - это НЕ время, которое полет самолета занял в системе отсчета синхронизированных наземных часов.
(если я правильно интерпретирую смысл вашей невнятной фразы " «факт событие 2 от места Н распространилось взаимодействие до места А» ")

А $T_{12A}$ - по вашей дефиниции - это время которое полет самолета занял в системе отсчета синхронизированных наземных часов, ПЛЮС время необходимое свету добраться с точки прибытия до точки старта.

Наверно этот пункт не очень ясно я выразился -
igigall в сообщении #1637441 писал(а):
8) Начинаем запись показаний часов А (места старта) по факту события 1 и останавливаем по событию «факт событие 2 от места Н распространилось взаимодействие до места А». Число результата математической разницы именуем $T_{12A}$. Под понятием «взаимодействие» понимаем это –

Давайте я покажу по простому, как вот и автору задачи показывал что ищется про наземные часы -

(Веселые картинки)

Изображение

Про начало записи часов А надеюсь понятно, событие одноместное.
Про останов записи часов А, например так - мы на старте смотрим в бинокль в точку Н. Как случилось событие 2 там так мы остановили часы А. Вот сколько времени между началом и остановом они нам насчитали, это число и ищется.
(Кстати с часами в месте Н также ведь всё, и там они насчитают ровно столько же времени между событиями 1 и 2 сколько насчитают и часы А на старте. Но мы их не будем трогать чтобы не усложнять).

Вот про что задача. Надеюсь стало понятнее.
Если кто-то считает её бессмысленной, то ладно. Мне бы хотелось найти того кто смог бы просчитать эту же задачу так, как она вот поставлена. Сравнить хочу есть у меня ошибка или нет. Особенно на вот какая скорость самолета должна быть на этой 33-й параллели чтобы часы насчитали одинаковое число времени.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение27.04.2024, 19:41 


23/05/19
951
igigall
В задачу пока не вникал. Но почему бы Вам, вместо всех этих весёлых картинок, не нарисовать нормальную ПВ диаграмму и отметить на ней все Ваши события? Гарантирую, всем сразу станет гораздо понятнее, что именно Вы имеете в виду.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение27.04.2024, 19:44 


17/10/16
4042
igigall
Я отвечу попозже. Сейчас хотел только внести ясность в эксперимент Хафеле-Китинга. Думаю, это полезно. Этот эксперимент эквивалентен такому: на круговом треке три автомобиля $A, B, C$ стартуют так, что относительная скорость $A$ и $C$ равна по модулю и противоположна относительной скорости $A$ и $B$ (понятно, что $A$ - это Земля, а $B$ и $C$ - это самолеты):
Изображение
Все приходят к финишу одновременно, требуется найти разницу во времени на часах всех автомобилей. Понятно, что все автомобили ездили одно и то же время в ИСО дороги, поэтому чей путь длинее, тот ездил быстрее, а время его замедлилось больше. Значит, больше всего времени пройдет на часах $C$, поменьше - на часах $A$ и меньше всех - на часах $B$. Поэтому на самолете, который летит против направления вращения Земли (но не слишком быстро), время "ускоряется".

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение27.04.2024, 19:49 


27/03/20

126
Dedekind в сообщении #1637455 писал(а):
Но почему бы Вам, вместо всех этих весёлых картинок, не нарисовать нормальную ПВ диаграмму и отметить на ней все Ваши события? Гарантирую, всем сразу станет гораздо понятнее, что именно Вы имеете в виду.

Сам-то я прекрасно понимаю что имею ввиду. Два раза посмотрели на часы, разница и есть время которое ищется в задаче.
Но если вам непонятно, то давайте нарисуем эту вашу "нормальную ПВ диаграмму", говорите что рисовать. Что это вообще такое и какое отношение оно имеет к условиям задачи. У меня даже догадок нет что на ней должно быть кроме этих трех известных чисел -
igigall в сообщении #1637441 писал(а):
Дано (известно) в числах:
1) $S_{12A}=727,1697275$ (218м) – Расстояние мерного участка в СК_А. Измерено, показания лазерного дальномера из А.
2) $V_{AE}=0,727169728mkC$ (218м/с) – скорость Е (самолета) в СК_А. (примерно столько и у Хафеле-Китинга). Измерено, показание радара из А.
3) $W=1,314242535mkC$ (394м/с) - Параллель 33гр. (примерно какая была у Хафеле-Китинга), линейная скорость в СК_Z. Из справочника.

И еще меньше понимаю каким образом диаграмма поможет делать преобразования Лоренца.

Но вообще если подучите меня этому, то буду сильно признателен. Лишние знаний не повредят.

-- 27.04.2024, 19:57 --

sergey zhukov в сообщении #1637456 писал(а):
Сейчас хотел только внести ясность в эксперимент Хафеле-Китинга.

Разрешите я тоже внесу ясность. Тема не предназначена для разборок эксперимента Хафеле-Китинга. Тема предназначена для проверки решения задачи поставленной по мотивам эксперимента Хафеле-Китинга. (оттуда взяты лишь параллель и примерная скорость, ну и направление что западное, а не восточное).

Вы поймите меня правильно. Меня вот интересует лишь другой, отличный от моего, ответ какая разница показаний часов будет если скорость летящего в сторону запада самолета не 218м/с, а например 788м/с. Вот сколько секунд разницы насчитают наземные и воздушные часы для такого самолета на том же самом мерном участке. Столько же сколько у меня или другое число.
Вот в таком ответе я вижу предмет для обсуждения.
Разбираться же с экспериментом 1970г я здесь точно не готов, желания такого не имею.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение27.04.2024, 22:12 


24/08/12
953
igigall в сообщении #1637454 писал(а):
Давайте я покажу по простому, как вот и автору задачи показывал что ищется про наземные часы -
(Веселые картинки)
Изображение
Про начало записи часов А надеюсь понятно, событие одноместное.
Про останов записи часов А, например так - мы на старте смотрим в бинокль в точку Н. Как случилось событие 2 там так мы остановили часы А. Вот сколько времени между началом и остановом они нам насчитали, это число и ищется.
(Кстати с часами в месте Н также ведь всё, и там они насчитают ровно столько же времени между событиями 1 и 2 сколько насчитают и часы А на старте. Но мы их не будем трогать чтобы не усложнять).

Вот про что задача. Надеюсь стало понятнее.
Если кто-то считает её бессмысленной, то ладно. Мне бы хотелось найти того кто смог бы просчитать эту же задачу так, как она вот поставлена. Сравнить хочу есть у меня ошибка или нет. Особенно на вот какая скорость самолета должна быть на этой 33-й параллели чтобы часы насчитали одинаковое число времени.
Еще раз, вы вольны назначать события как угодно, но сравнение этих времен как-то бессмысленно.
Тем не менее, ответ очевиден.

Итак у нас ИСО, в ней покоится поверхность ("земля"), на поверхности два удаленных пункта A и H.
В пункте А стандартные неподвижные часы $T_{A}$, в пункте H стандартные неподвижные часы $T_{H}$.
Часы $T_{A}$ и $T_{H}$ синхронизованы как обычно (по Ньютону если считаем по-Ньютону, или по-Эйнштейну если считаем по СТО).
Пусть самолет Е отбыл от А когда показания часов в А $T_{A}$ равны $t_{A}$, и прибыл в H при показаний часов в H $T_{H}=t_{H}$.
Потом, свет прибыл с H до A (из А смотрим в бинокль) за еще дополнительное время $\Delta t = \frac{L_{AH}}{v}$, где:
- $L_{AH}$ это расстояние мeжду А и H в данной ИСО земли
- $v$ - скорость "взаимодействия" в ИСО земли (в случае света $v=c$, но информация о событии прибытия самолета могла переноситься с H до A и голубями, тогда $v$ - скорость голубей в ИСО земли).
Это - по определению скорости в ИСО (как по Ньютону, так и в СТО).

По Ньютону:
Разница показаний "самолетных" часов между данных событий будет той же самой как и разница показаний наземных, т.е. оба интервала равны $t_{H}-t_{A}$.
Значит ваша величина "время в ИСО между событий отбытия-прибытия, плюс время донести сигнал обратно до А" будет равна:
$t_{H}-t_{A} + \Delta t = t_{H}-t_{A} + \frac{L_{AH}}{v}$
и это всегда заведомо больше чем разница на самолетных часов которая просто $t_{H}-t_{A}$ (кроме как в случая бесконечно быстрого "переноса взаимодействия" с Н до А, в каком случае они будут равны - в Ньютоне такие взаимодействия не запрещены).

По СТО:
Ваша величина "время в ИСО между событий отбытия-прибытия, плюс время донести сигнал обратно до А", по-прежнему будет равна:
$t_{H}-t_{A} + \Delta t = t_{H}-t_{A} + \frac{L_{AH}}{v}$
Разница показаний "самолетных" часов между данных событий отбытия-прибытия, будет меньше в гамма раз по отношению разницы показаний наземных ($t_{H}-t_{A}$), т.е. будет равна $\sqrt{1-\frac{V^2}{c^2}}(t_{H}-t_{A})$ где $V$ - скорость самолета в данной ИСО (т.е. относительно земли).
Это всегда меньше чем $t_{H}-t_{A}$, и тем более еще меньше чем $t_{H}-t_{A} + \frac{L_{AH}}{v}$ где добавлено еще и "время взаимодействия" со скорости $v$ которое "приносит информацию" с H до А.

Весь рассчет в одной ИСО (ИСО покоя земли) которая вполне удобна так как все величины заданы в ней и все в ней покоится (кроме самолета и его часов).
Нет смысла рассматривать других ИСО вообще (хотя все эти события разумеется можно пересчитать в любых ИСО, результат от этого не зависит ибо сравниваются вполне определенные показания вполне определенных часов для вполне определенных событий).

И да, Хаффеле-Киттинг тут совершенно непричем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение27.04.2024, 22:27 


27/03/20

126
manul91 в сообщении #1637465 писал(а):
По СТО:

Скажите пожалуйста, я просто могу получить ваш числовой ответ.
Вроде я ясно просьбу изложил -
igigall в сообщении #1637441 писал(а):
хотелось бы получить по настоящему содержательную (полезную мне) критику. А именно сначала узреть правильное решение этой задачи,

Поймите меня правильно, если вы не можете рассчитать число по известным данным -
igigall в сообщении #1637441 писал(а):
Дано (известно) в числах:
1) $S_{12A}=727,1697275$ (218м) – Расстояние мерного участка в СК_А. Измерено, показания лазерного дальномера из А.
2) $V_{AE}=0,727169728mkC$ (218м/с) – скорость Е (самолета) в СК_А. (примерно столько и у Хафеле-Китинга). Измерено, показание радара из А.
3) $W=1,314242535mkC$ (394м/с) - Параллель 33гр. (примерно какая была у Хафеле-Китинга), линейная скорость в СК_Z. Из справочника.

Искомое: показания часов наземных ($T_{12A}$) и самолетных ($T_{12E}$) сравнить на больше, меньше, равно. Путем нахождения математической разницы $T_{12E}-T_{12A}=$

- то тогда не очень понятно о чем мы вообще говорим.
Предоставьте, пожалуйста ваш числовой ответ для скорости 218м/с (и еще интересно для скорости 788м/с, и хорошо бы 1358м/с). Ну если ответы у нас одинаковые, понятно что говорить-то не о чем, ошибки у меня нет. А вот если разные, то я с удовольствием углублюсь ваше решение задачи на качественном уровне.
Ну вы же понимаете что это разумное поведение с моей стороны. Я хочу и извлечь себе пользу, но и никого не хочу обременять тем, что мне явно не нужно (какие-то вот толкования не пойми про что).
Помогите решить / разобраться правильно ли решена мной эта конкретная задача. Пожалуйста давайте этих рамок придерживаться.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение27.04.2024, 23:13 


24/08/12
953
igigall в сообщении #1637466 писал(а):
Предоставьте, пожалуйста ваш числовой ответ для скорости 218м/с (и еще интересно для скорости 788м/с, и хорошо бы 1358м/с). Ну если ответы у нас одинаковые, понятно что говорить-то не о чем, ошибки у меня нет. А вот если разные, то я с удовольствием углублюсь ваше решение задачи на качественном уровне.
Вы проверяете меня, могу ли я подставить соответные численные значения в калкуляторе??
Пожалуйста, если:
Расстояние между А и H в ИСО покоя земли 218 метр
Скорости самолета 218м/с, 788м/с, 1358м/с в ИСО земли соответно
"Скорость взаимодействия" которое приносит информацию обратно с H до А в ИСО земли равна $299792458$ м/с ("из А смотрим в бинокль")

Тогда "время в ИСО земли между событий отбытия-прибытия, плюс время донести сигнал обратно до А" (т.е. разница показаний часов $T_{A}$ с момента отбытия самолета, до момента когда в А увидели в бинокль прибытие самолета в H) - то что вы обозначаете как $T_{12A}$, равно:
1.000000727169728с
0.2766504733626209с
0.1605309186277540с
для скоростей самолета 218м/с, 788м/с, 1358м/с в ИСО земли соответно.
Эта величина одна и та же независимо по Ньютону или по СТО считаем (просто по определению скорости).
(величины обрезаны на калкуляторе до 16 знака после запятой.)

Насчет разницы показаний "самолетных часов", с событии отбытия самолета с А до событии прибытия самолета в H (то, что вы обозначаете как $T_{12E}$):

a) По Ньютону:
1.0 с
0.2766497461928934с
0.1605301914580265с
для скоростей самолета 218м/с, 788м/с, 1358м/с в ИСО земли соответно.
(видим, что всегда меньше чем "время в ИСО земли между событий отбытия-прибытия, плюс время донести сигнал обратно до А")

По СТО:
0.999999999 9997356с
0.2766497461928203с
0.1605301914579841с
для скоростей самолета 218м/с, 788м/с, 1358м/с в ИСО земли соответно.
(видим, что всегда меньше чем "время в ИСО земли между событий отбытия-прибытия, плюс время донести сигнал обратно до А", и еще меньше чем если считать по Ньютону).
igigall в сообщении #1637466 писал(а):
3) $W=1,314242535mkC$ (394м/с) - Параллель 33гр. (примерно какая была у Хафеле-Китинга), линейная скорость в СК_Z. Из справочника.
Для вашей задачи ненужна. С Хафеле-Китинга она ничего общего не имеет.
igigall в сообщении #1637466 писал(а):
Ну вы же понимаете что это разумное поведение с моей стороны.
Нет, не понимаю.
Запрос на "посчитать численно", если показаны общие формулы..... ну это такое.
Помню в школе мы доказывали что какое-то тождество выполняется для любого х. После того как доказали, встал одноклассник и настаивал что оно не верно для $x=\frac{1}{3}$. На вопрос как такого может быть, если тождество доказано для любого х - так пусть покажет где ошибка в доказательстве. Он говорил что ничего не может сказать про доказательство, но настаивал что тем не менее не верно для $\frac{1}{3}$ и богом клялся что проверил и неверно. Пришлось подставить численно $x=\frac{1}{3}$ в доказательстве везде и пересмотреть его в таком виде, чтобы он понял где у него ошибка.
igigall в сообщении #1637466 писал(а):
Я хочу и извлечь себе пользу, но и никого не хочу обременять тем, что мне явно не нужно (какие-то вот толкования не пойми про что).
Нет, вы хотите обременять других дурацкими численными вычислениями.
А сами не хотите обременяться пониманием ("...что мне явно не нужно (какие-то вот толкования не пойми про что)."
Но без понимания - не только вычисления будут неправильными, а еще и задачу поставить правильно нельзя.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение27.04.2024, 23:54 


27/03/20

126
manul91 в сообщении #1637472 писал(а):
если:
Расстояние между А и H в ИСО покоя земли 218 метр

Пожалуйста давайте без "если", а по тем данным которые в условиях задачи -
igigall в сообщении #1637441 писал(а):
Дано (известно) в числах:
1) $S_{12A}=727,1697275$ (218м) – Расстояние мерного участка в СК_А. Измерено, показания лазерного дальномера из А.
2) $V_{AE}=0,727169728mkC$ (218м/с) – скорость Е (самолета) в СК_А. (примерно столько и у Хафеле-Китинга). Измерено, показание радара из А.
3) $W=1,314242535mkC$ (394м/с) - Параллель 33гр. (примерно какая была у Хафеле-Китинга), линейная скорость в СК_Z. Из справочника.

Искомое: показания часов наземных ($T_{12A}$) и самолетных ($T_{12E}$) сравнить на больше, меньше, равно. Путем нахождения математической разницы $T_{12E}-T_{12A}=$

Совершенно четко обговорено - система координат СК_А сопровождает материальную точку место старта (А). Гадать что вы себе понимаете под "ИСО покоя земли" я не буду.
Если вас не устраивают мои данные, то не работаем.
Если вам какие-то мои данные лишние, то игнорируйте их.
Если вам что-то требуется уточнить в моих данных, спрашиваете.
Если вы хотите решать свою задачу по своим данным - пожалуйста. Можете делать это в этой теме. Только без меня.

В надежде что ваши ответы именно по данным мной условиям задачи, я их сгруппирую в такой последовательности. $V_{AE}=; $T_{12E}=$; $T_{12A}=$; искомая разница.
1) 218м/с; 0.9999999999997356сек; 1.000000727169728сек; -727,169985нс
2) 788м/с; 0.2766497461928203сек; 0.2766504733626209сек; -727,1698нс
3) 1358м/с; 0.1605301914579841сек; 0.1605309186277540сек; -727,16977нс

Если честно я что-то сильно засомневался что вы ту же задачу решали.
Числа от моих отличатся на порядки, но что главное, у вас в решении наземные часы насчитали больше времени чем часы западного самолета. А в эксперимента Хафеле-Китинга было наоборот. На 96нс (по расчетам, "кинематический вклад СТО") больше земных насчитали именно часы западного самолета.
Опять же если ваши числа для 218м/с прикинуть к полной кругосветке, на 33 параллели это 33 840 000 метров, то получится 218метров да 155229 раз... это же на 0,11287813 секунд должны были насчитать наземные часы больше чем часы в самолете. Астрономическое время!
Нет, наверно или я вас не так понял принципиально, или, скорее всего, вы что-то своё решали, но не ту задачу которую я просил. Слишком уж нереально что-то у вас получилось, не похоже на практические результаты.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение28.04.2024, 00:03 


23/05/19
951
igigall в сообщении #1637458 писал(а):
Сам-то я прекрасно понимаю что имею ввиду.

Я не сомневаюсь, что Вы прекрасно понимаете. Но, если Вы хотите, чтобы другие тоже что-то поняли - нарисуйте пространственно-временную диаграмму и отметьте на ней Ваши события. В предыдущих темах (в тех, которые в Пургатории) Вы умели их рисовать. По крайней мере, картинки были, на счет их правильности не знаю. А теперь вдруг разучились?:)
igigall в сообщении #1637458 писал(а):
И еще меньше понимаю каким образом диаграмма поможет делать преобразования Лоренца.

Преобразования Лоренца на ПВ диаграмме выглядят как поворот координатных осей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение28.04.2024, 00:06 


27/03/20

126
Напомню, вычисляется собственное время одиночных часов между событиями 1 и 2. Наемных одиночных часов и самолетных одиночных часов.
igigall в сообщении #1637441 писал(а):
шаг3 Делаю преобразование из СК_Z в СК_A, узнаю фактические показания (собственное время) наземных часов между событиями 1 и 2.
...
шаг6 Делаю преобразование из СК_Z в СК_E, узнаю фактические показания (собственное время) самолетных часов между событиями 1 и 2.

Вычисляется, а потом собственное время сравнивается.
Не могу понять что ту сложного разобраться что в задаче искомое!

-- 28.04.2024, 00:13 --

Dedekind в сообщении #1637475 писал(а):
Преобразования Лоренца на ПВ диаграмме выглядят как поворот координатных осей.

Отлично будет если вы решите задачу геометрическим способом. Сравним полученные ответ с моим ответом.
Заранее благодарность за это я вам уже выразил
igigall в сообщении #1637458 писал(а):
Но вообще если подучите меня этому, то буду сильно признателен. Лишние знания не повредят.


Но только здесь и сейчас я пришел с тем решением на задачу, которое (надеюсь) могу защитить строго. И отвлекаться тратить силы на решение этой же задачи другим способом, который возможно я не смогу защитить, я не считаю целесообразным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача (кинематика СТО) по мотивам Хафеле-Китинга.
Сообщение28.04.2024, 00:31 


24/08/12
953
igigall в сообщении #1637474 писал(а):
Совершенно четко обговорено - система координат СК_А сопровождает материальную точку место старта (А). Гадать что вы себе понимаете под "ИСО покоя земли" я не буду.
"ИСО покоя земли" - это та инерциальная система отсчета, в которой поверхность (земли) покоится.
Точки мест А и H неподвижны относно земли; т.е. "ИСО покоя земли", "ИСО покоя места старта А" (СК_А), "ИСО покоя места финиша H" (СК_H), "ИСО сопровождает материальную точку место старта (А)", "ИСО сопровождает материальную точку место финиша (Н)" - это все одно и то же - одна и та же инерциальная система отсчета.
В которой неподвижны поверхность земли и места А и H - а самолет (и переносчик информации с одном месте к другом) движутся.
Та же ваша "система координат СК_А" (лучше говорить про ИСО, так как СК может быть инерциальной или неинерциальной; я так понял в вашей задачи неинерциальность не учитывается так что говорим везде только при ИСО).
igigall в сообщении #1637474 писал(а):
Если вас не устраивают мои данные, то не работаем.
Если вам какие-то мои данные лишние, то игнорируйте их.
Если вам что-то требуется уточнить в моих данных, спрашиваете.
Если вы хотите решать свою задачу по своим данным - пожалуйста. Можете делать это в этой теме. Только без меня.
??? Что нужно было спросить, спросил. Лишние данные игнорировал. Все посчитал по "вашим данным" и объяснениям что есть что, даже "численно".
igigall в сообщении #1637474 писал(а):
В надежде что ваши ответы именно по данным мной условиям задачи,
Именно по вашим, как вы объяснили выше.
igigall в сообщении #1637474 писал(а):
Числа от моих отличатся на порядки, но что главное, у вас в решении наземные часы насчитали больше времени чем часы западного самолета.
Причем тут "западность" самолета? Что означает "западность"?
Имеем места А и H (с синхронизованными неподвижными часами в каждом из них).
Мы сидим в месте А.
Самолет (Е) проходит мимо: засекаем показания наземных часов в А (и в самолете также, засекаем показания его часов).
Оставаясь в А, смотрим в бинокль на H.
Самолет по прямую A->H приходит в H, засекает показания своих часов.
Через какое-то время (необходимое чтобы свет из событии прихода самолета в H, дошел до нашего бинокля в А по обратном прямом пути H->A) видим в бинокле что самолет пришел в H, засекаем показания наземных часов в А.
Причем тут какая-то "западность" или "незападность" самолета?
Все величины в условии не зависят от направления - скорость самолета относно земли, как и скорость "переноса информации" (света), как и расстояние между А и H 218м - заданы численно по условию, и от никакого направления не зависят. Значит и ответ от направлении зависеть не может.
igigall в сообщении #1637474 писал(а):
А в эксперимента Хафеле-Китинга было наоборот.
Задача как у вас сформулирована, ничего общего с Хафеле-Киттинга не имеет. В третий раз говорю.
igigall в сообщении #1637474 писал(а):
Опять же если ваши числа для 218м/с прикинуть к полной кругосветке, на 33 параллели это 33 840 000 метров, то получится 218метров да 155229 раз...
Причем тут какая-то "кругосветка"??
У вас дано что расстояние с А до H в СК_A равно 218м, при "кругосветки" в СК_A место отбытия и место прибытия совпадают (ибо возвращаемся в том же месте откуда вылетели) и расстояние м/у ними равно нулю.
Далее, по условию движение самолета с А до H у вас считается прямолинейным в СК_A (если отвлечься от бреда про Хафеле-Китинга).
А если не так, то предоставьте уравнение кривого движения (траекторию) самолета в СК_A с места А до места H.
igigall в сообщении #1637474 писал(а):
..это же на 0,11287813 секунд должны были насчитать наземные часы больше чем часы в самолете. Астрономическое время!
У вас по условию - это не то, что "должны насчитать наземные часы". А про то, что "должны насчитать наземные часы, плюс времени чтобы свет добрался по обратном пути из места прибытия до места отбытия", в случае когда самолет двигался по прямой в СК_A между А и H.

Без понимания - не только вычисления будут неправильными, а еще и задачу поставить правильно нельзя.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 102 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group