Заинтересовала такая задача.
Решил как мог. Буду благодарен за проверку на правильность. И дважды благодарен если кто представит другое решение этой же задачи.
Не моя. Просто подходящий случай оценить мой нынешний уровень понимания теории. У знатоков хорошо разобравшихся в кинематике СТО.
(1)
Это один «товарищ» такой задачей несколько лет пытается безуспешно доказать существование противоречий в преобразованиях Лоренца (ПЛ). Подразумевая «по ПЛ время всегда замедляется у движущихся тел, но у движущегося западного самолета Хафеле-Китинга время ускорилось». Что-то вроде того, особо я не вникал. Впрочем к делу это никак не относится. Разговор пойдет только про правильное/неправильное моё решение задачи.
Решать лично я будут в формате мер
, т.е
. А именно времена 1t=1нс ; расстояния 1S=0,299792458м; скорости V в долях от «с» (mkC подразумевает миллионная доля). В скобочках буду приводить значения в привычных СИ.
Кто-то другой может решать в любой удобной ему системе мер. Без проблем найдем общий язык в числах.
Задача: Самолет летит вдоль известной параллели в направлении запада. Пролетает мерный участок. Сравнить показания наземных и самолетных часов.
Формализую задачу:
1) Три материальные точки: наземное место старта (А); наземное место финиша (Н); самолет (Е).
2) Внутри каждой А,Н,Е тождественные часы (пусть атомные цезиевые).
3) Часы А и Н синхронизированы должным образом по правилам СТО.
4) Два события: 1 «старт» одноместное для А и Е; 2 «финиш» одноместное для Е и Н.
5) Для решения задачи можно создавать любые системы отсчета по правилам СТО. Лично я буду именовать их «СК_х» система координат сопровождающая [такой-то «х», обычно одну материальную точку или группу]
6) Для участника «планета Земля (Z, подразумевая этим и фактическое суточное вращение)» создам СК_Z.
7) Записываем показания часов Е (самолета) по факту событий 1 и 2. Число результата математической разницы именуем
.
8) Начинаем запись показаний часов А (места старта) по факту события 1 и останавливаем по событию «факт событие 2 от места Н распространилось взаимодействие до места А». Число результата математической разницы именуем
. Под понятием «взаимодействие» понимаем это –
(ЛЛ2)
Дано (известно) в числах:
1)
(218м) – Расстояние мерного участка в СК_А. Измерено, показания лазерного дальномера из А.
2)
(218м/с) – скорость Е (самолета) в СК_А. (примерно столько и у Хафеле-Китинга). Измерено, показание радара из А.
3)
(394м/с) - Параллель 33гр. (примерно какая была у Хафеле-Китинга), линейная скорость в СК_Z. Из справочника.
Искомое: показания часов наземных (
) и самолетных (
) сравнить на больше, меньше, равно. Путем нахождения математической разницы
Для всех преобразований из одной системы отсчета в другую систему отсчета использую такую (удобную мне, для ссылок наименую её «форма1») универсальную форму ПЛ -
(форма1)
(По запросу конечно каждый шаг распишу, конкретную формулу и числовое вычисления по ней предоставлю, если вдруг кому что непонятно в этой форме).
Мое решение здесь.
(Моё решение, семь шагов)
шаг1 в СК_А узнаю координатное время между событиями 1 и 2
(1сек)
шаг2 в СК_Z узнаю расстояние на которое переместилось место А между событиями 1 и 2
(394м)
шаг3 Делаю преобразование из СК_Z в СК_A, узнаю фактические показания (собственное время) наземных часов между событиями 1 и 2. Подставляю в форма1
и
и
Тогда
(0,999999999999136сек)
шаг4 Узнаю скорость самолета в СК_Z.
(176м/с)
шаг5 в СК_Z узнаю расстояние на которое переместился самолет Е между событиями 1 и 2
(176м)
шаг6 Делаю преобразование из СК_Z в СК_E, узнаю фактические показания (собственное время) самолетных часов между событиями 1 и 2. Подставляю в форма1
и
и
Тогда
(0,999999999999828сек)
шаг7 (итог) Делаю сравнение
(на 0,691413879пс)
Ответ короткий: между событиями 1 и 2 самолетные часы насчитают времени на 0,691413879пс больше чем наземные часы.
(В пересчете на полную кругосветку получилось 107нс разницы. У Хафеле-Китинга по расчетам
. Вполне хорошо сошлось).
По такому же шаблону нашел ответы и еще для нескольких других скоростей
, сразу показываю вычисленную разницу -
Очень хорошо бы увидеть на эту задачу решение (по СТО конечно) такое, которое имеет другой ответ. А еще лучше сразу и ответы для всех скоростей из таблицы выше. В общем если моё решение задачи ошибочное, то хотелось бы получить по настоящему содержательную (полезную мне) критику. А именно сначала узреть правильное решение этой задачи, и лишь потом, в сравнении с ним, видно будет на каком шаге размышлений я оплошал. А просто критика «у тебя тут неправильно, и тут, да у тебя всё неправильно!» она ведь не очень мне поможет устранить проблему, если таковая присутствует.