Я бы не советовал рисковать головой из-за игры словами. В конце концов найдётся фокусник, который извлечёт кролика из шляпы и скажет: "Вы же видели, что она была пустая. Ваше определение пустого множества не нарушено". Слова "доказать" или "показать" несут риск, что доказывать будут в противоречивой аксиоматике, а в ней, как известно, можно доказать что угодно.
Я все-таки думаю так: если
принадлежит пустому множеству, то рубите голову-- но не мне, а Ходже Насреддину, а то мало ли.
Хотя, с другой стороны, если
принадлежит пустому множеству, то не рубите ему голову -- ex falso [sequitur] quodlibet, «из лжи [следует] что угодно».
По-моему, налицо реальный парадокс (противоречие), и не только для Ходжи Насреддина, но и для палача: он не знает, рубить или не рубить.
Это в ответ на высказывание
Они парадоксы максимум только в философском смысле
Другое дело, что
Если бы было доказано ещё, что
, то отсюда можно было бы вывести два противоречащих друг другу утверждения:
и
.
Но так как не доказано (и не может быть доказано), что
, то ни
, ни
вывести не получится.
То есть парадокс закона ex falso quodlibet -- так же, как и сам закон, -- где начинается, там и заканчивается.
(Впрочем, для Ходжи Насреддина и этого хватит: какие ему выводы после того, как ему отрубят голову?
Хотя, может, и не отрубят.)
Но тут у меня вопрос. У Куратовского и Мостовского читаем:
Цитата:
Поскольку импликация с ложной посылкой истинна, для каждого
верна импликация
, откуда
https://ikfia.ysn.ru/wp-content/uploads ... 1970ru.pdf, стр. 18, 19
Как я понимаю, они основывают утверждение
на том, что
. Как же так?