(В общем, этот пример мне ничего не демонстрирует.)
А мне этот пример демонстрирует, что если мы рассматриваем такие тонкие вещи, то прежде чем судить о таких вещах, надо дать им чёткие ясные определения. Именно на это и намекает Четаев.
Рассмотрим простой пример. В пространстве движется некая материальная точка. Внезапно она испытывает абсолютно упругое столкновение с некой другой материальной точкой. Можно ли говорить, что первая точка испытала на себе воздействие некоторой силы? Можно ли говорить о работе этой силы? Заметим, что и время действия этой силы и длина траектории первой материальной точки, во время которого действует эта сила, равна тут нулю. Наверное при каком-то подходе говорить можем. Но тогда мы должны строго определить понятия. Например, для определения силы в данном случае мы должны вводить обобщённые функции.
Но является ли такой подход наилучшим с методической точки зрения? На мой взгляд нет. Лучше разделить движение точки на части. И воздействие удара выделить из общего рассмотрения. Тогда необходимость в введении обобщённых функций отпадает.
То, что работа сила трения покоя равна нулю, это очевидно. Я в своём стартовом посту так и написал. Что я не говорю про работу сил трения покоя. И вообще таких слов ни разу не употреблял. В текущем моменте вопрос можно поставить так. А как вообще наиболее корректно определить работу силу трения покоя, чтобы точно доказать, что её работа равна нулю? Четаев лишь обрисовал проблему, показал её сложность, но он её не решает.
Физики мне тут говорят, что работа по перемещению каждой точки равна нулю. С этим спора нет. Хотя и тут можно придраться, если вспомнить пример с ударом материальной точки. А дальше мне говорят, а теперь давайте просуммирует эти нули по всем материальным точкам. И тут уже мне непонятно, а что вообще означает сумма по континууму индексов? Не проще ли вместо ли этой суммы рассматривать интеграл? Но я ни в одном учебнике не видел определение работы силы по перемещению тела через интеграл по всем точкам тела. Везде рассматриваются именно суммы. Такое впечатление, что авторы книг переписывают определения друг от друга. И боятся ввести отсебятину - а вдруг возникнет что-то, к чему можно придраться?