ТС уже осознал, что автомобиль не следует моделировать одним куском абсолютно твёрдого тела и тем самым превзошёл Хоттабыча. А если ещё и рисовать научится, будет шанс его хоть как-то понять.
Вернёмся к задаче о подъёме автомобиля в гору. Можно ли в этой задаче моделировать автомобиль куском абсолютно твёрдого тела, я не задумывался. Решая задачу, я автомобиль не моделировал никак. Решил, что это единая сущность, на которую действуют силы. Поскольку структуру автомобиля я не рассматривал в принципе, то можно считать, что конкретно в этой задаче я рассматривал автомобиль как автомобильную точку.
У меня были вопросы к форуму насчёт терминологии. В задаче требуется найти силу трения, действующую на автомобиль. Я задался с вопросом, а что вообще есть сила трения. В Сивухине я чёткого определения не нашёл. Я посмотрел учебники Болотина и Маркеева. Они под силой трения понимают силу реакцию опоры, которая действует параллельно ей. Я задал вопрос форуму, насколько общеупотребительно такое определение. Ответа не получил. Стал решать задачу, исходя из этого определения. Тут должен получится ответ
. Ответ сильно не совпал с приведённым в задачнике. Тогда я решил, что наверное они под силой трения понимают силу, которая мешает движению автомобиля и которая совершает над ним отрицательную работу. Хорошо, пусть будет так. Из каких конкретно составляющих состоит эта сила трения, пока не важно. Я тут высказал предположение, что основными компонентами этой силы являются сила трения качения и сила сопротивления воздуха. Так это или нет, ещё не понял. Буду изучать, что мне ответил
wrest .
Задачу я решал, исходя из энергетических соображений, не рисуя никаких сил. Я просто нашёл мощность мотора, необходимую для подъёма в гору для случая, если бы не было никакого трения (в смысле определения авторов задачи) по формуле
. Вычитая из реально действующей мощности мотора, мощность необходимую для движения, я нашёл мощность силу трения. Деля её на скорость движения, я нашёл силу трения.
Я так понял, что я глубоко неправ в этом решении. Что автомобиль нельзя рассматривать как материальную точку, что надо обязательно рассматривать все силы и изобразить их на рисунке. Я не стал рисовать рисунок принципиально. Если не рассматривать автомобиль как точку, то я не знаю, какие там силы надо рассматривать и куда они там приложены. Если рассматривать автомобиль как точку (что, как я понял, глубоко не верно в принципе), то я как мог рассказал о действующих там силах на словах. на что получил законное возражение, что моё словесное описание этих сил не соответствует моему решению. Что да, то да. Согласен. Из моего решения видно, что я вообще не задумывался, как нужно рассматривать автомобиль, какие там действуют силы на самом деле и т.д. У меня есть одно оправдание. Мой ответ совпал с ответом в задачнике. Может случайно?
Один очень умный человек (возможно это был Оккам) высказался в том духе, что не надо плодить сущностей выше необходимого. За точность формулировки не ручаюсь. Я вот думаю рассмотреть интересную задачу о решении задачи о движении математического маятника (как функцию от времени). Тут в одном из постов рассматривалась задача о свободном движении стержня вокруг нижней точки подвеса. Я там имел наглость заявить, что эта задача имеет отношение к движению математического маятника. На что мне в другом месте вполне резонно заметили, что мой совет к рассматриваемой задаче отношение не имеет. Может быть. В данной теме мы не будем спорить об этом. Меня другое интересует. Я собираюсь наш стержень в своей модели считать материальной точкой. (Тут уже возникает интересный вопрос, а где она расположена). Дальше эту точку считать за модель математического маятника. Дальше собираюсь как-то попробовать проинтегрировать уравнение движения этого математического маятника относительно времени (что пока не представляю как) . Во всех этих рассмотрениях я не понимаю, а для чего мне нужно там рисовать рисунки, рассматривать внутреннюю структуру нашего объекта (стержня), рассматривать вопрос, куда там приложены силы, да и нужны ли там силы вообще? По мне, так там можно просто обойтись вычислением кинетической и потенциальной энергий.
Пока глобальный вопрос у меня, а зачем плодить сущности выше необходимого, если ответы и так получаются (возможно случайно)? Насколько я не прав чисто методически? Если у кого-то есть замечания по написанному, буду рад выслушать.