2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 35, 36, 37, 38, 39, 40  След.
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение15.08.2023, 20:31 


03/06/12
2874
svv
так я думаю, от меня там вообще ничего не будет зависеть. Я думаю, там тоже эти все свободные переменные повылазиют сами собой, точно так же, как и в случае $n=2$. Я и в этом случае ничего такого не замышлял, а оно возьми и получись так.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.08.2023, 01:17 


03/06/12
2874
Вчера получил матрицы $A$ и $B$ для случая $n=3$. Вот они: $A=\begin{pmatrix}1 & a_{1\,2} & a_{1\,3}\\
0 & 0 & a_{1\,2}\\
0 & 0 & -1
\end{pmatrix}$ и $B=\begin{pmatrix}-a_{1\,2} & \dfrac{-a_{1\,2}^{2}-a_{1\,3}}{2} & -a_{1\,2}a_{1\,3}\\
1 & 0 & \dfrac{-a_{1\,2}^{2}+a_{1\,3}}{2}\\
0 & 1 & a_{1\,2}
\end{pmatrix}$, где $a_{1\,2}$ и $a_{1\,3}$ - абсолютно произвольные свободные переменные, принимающие пока действительные значения. Пока действительные значения они принимают лишь по тому, что как по курсу, так и по задачнику матрицы даются до комплексных чисел. Вообще говоря, $a_{1\,2}$ и $a_{1\,3}$ - абсолютно произвольные свободные переменные, могущие принимать как действительные, так и комплексные значения.

Решение задачи для случая $n=3$, с одной стороны, наталкивает на мысль, как должна выглядеть матрица $A$ в случае произвольного $n$. К этому случаю я попробую сейчас подступиться. Хотя, с другой стороны, вид матрицы $B$ в случае $n=3$ дает немного чувство неуверенности, смогу ли я выписать явно эту матрицу для случая произвольного $n$...

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.08.2023, 02:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
Хорошо. Вы могли бы словами описать, как, по-Вашему, выглядит матрица $A$ для произвольного $n$? Какие её свойства Вы знаете (или хотя бы предполагаете)? Доказательств не нужно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.08.2023, 17:09 


03/06/12
2874
svv в сообщении #1605996 писал(а):
Вы могли бы словами описать, как, по-Вашему, выглядит матрица $A$ для произвольного $n$?

Я думаю, что для произвольного $n$ матрица $A$ будет выглядеть так: $A=\begin{pmatrix}a_{1\,1} & a_{1\,2} & a_{1\,3} & a_{1\,4} & \dots & a_{1\, n-3} & a_{1\, n-2} & a_{1\, n-1} & a_{1\, n}\\
0 & a_{2\,2} & a_{1\,2} & a_{1\,3} & \dots & a_{1\, n-4} & a_{1\, n-3} & a_{1\, n-2} & a_{1\, n-1}\\
0 & 0 & a_{3\,3} & a_{1\,2} & \dots & a_{1\, n-5} & a_{1\, n-4} & a_{1\, n-3} & a_{1\, n-2}\\
0 & 0 & 0 & a_{4\,4} & \dots & a_{1\, n-6} & a_{1\, n-5} & a_{1\, n-4} & a_{1\, n-3}\\
\hdotsfor{9}\\
0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & a_{n-3\, n-3} & a_{1\,2} & a_{1\,3} & a_{1\,4}\\
0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & 0 & a_{n-2\, n-2} & a_{1\,2} & a_{1\,3}\\
0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & 0 & 0 & a_{n-1\, n-1} & a_{1\,2}\\
0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & 0 & 0 & 0 & a_{n\, n}
\end{pmatrix}$, где для диагональных элементов $a_{1\,1},\,\, a_{2\,2}\,\, a_{3\,3},\ldots,\, a_{n-2\, n-2},\, a_{n-1\, n-1},\, a_{n\, n}$ будут получены конкретные, явные, выражения через $n$, а $a_{1\,2},\, a_{1\,3},\, a_{1\,4},\ldots,\, a_{1\, n-2},\, a_{1\, n-1},\, a_{1\, n}$ будут свободные, принимающие произвольные, в общем случае, комплексные (см. вот это мое замечание:
Sinoid в сообщении #1605994 писал(а):
принимающие пока действительные значения. Пока действительные значения они принимают лишь по тому, что как по курсу, так и по задачнику матрицы даются до комплексных чисел. Вообще говоря, $a_{1\,2}$ и $a_{1\,3}$ - абсолютно произвольные свободные переменные, могущие принимать как действительные, так и комплексные значения.

с соответствующем изменением количества свободных переменных с двух на $n-1$ дословно переносится на этот случай) значения.

-- 21.08.2023, 18:14 --

svv в сообщении #1605996 писал(а):
Какие её свойства Вы знаете (или хотя бы предполагаете)?

Нет, пока ничего такого не приходило в голову. Но я над этим и не задумывался: просто строил матрицы, матрицу и все.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.08.2023, 17:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
Sinoid
Всё верно, но про диагональ можно сказать всё (какие конкретно числа там стоят). Помочь с этим?

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.08.2023, 21:20 


03/06/12
2874
svv в сообщении #1606076 писал(а):
но про диагональ можно сказать всё (какие конкретно числа там стоят).

Прям с ходу, что ли? Даже не записывая на бумаге равенств матриц?

У меня диагональные элементы матрицы $A$ вычисляются на втором этапе, при рассмотрении равенства $[A,\,B]=-B$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.08.2023, 23:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
Sinoid в сообщении #1606100 писал(а):
Даже не записывая на бумаге равенств матриц?
Записывая, но почти без вычислений.
Sinoid в сообщении #1606100 писал(а):
У меня диагональные элементы матрицы $A$ вычисляются на втором этапе, при рассмотрении равенства $[A,\,B]=-B$
Да, в одну строку.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение22.08.2023, 21:09 


03/06/12
2874
svv в сообщении #1606122 писал(а):
Да, в одну строку.

Это уже после работы с равенством $[A,\,X]=X$, да?
svv в сообщении #1606076 писал(а):
Помочь с этим?

svv
конечно, я хочу посмотреть и ваш подход тоже, но только потом, хорошо? Просто у меня у самого что-то как будто получается: я думаю, к примеру, что вот сейчас я получу разом все элементы первого столбца, кроме элемента $a_{1\,1}$. Так что мне хочется посмотреть, куда же меня это все выведет. Спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение22.08.2023, 23:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
Sinoid, конечно.
Sinoid в сообщении #1606212 писал(а):
Это уже после работы с равенством $[A,\,X]=X$, да?
Да.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение22.08.2023, 23:52 


03/06/12
2874
svv в сообщении #1606221 писал(а):
Sinoid в сообщении #1606212 писал(а):
Это уже после работы с равенством $[A,\,X]=X$, да?
Да.

Ну и у меня так же. Значит, иду верным путём.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение10.09.2023, 21:12 


03/06/12
2874
Sinoid в сообщении #1606072 писал(а):
Я думаю, что для произвольного $n$ матрица $A$ будет выглядеть так: $A=\begin{pmatrix}a_{1\,1} & a_{1\,2} & a_{1\,3} & a_{1\,4} & \dots & a_{1\, n-3} & a_{1\, n-2} & a_{1\, n-1} & a_{1\, n}\\
0 & a_{2\,2} & a_{1\,2} & a_{1\,3} & \dots & a_{1\, n-4} & a_{1\, n-3} & a_{1\, n-2} & a_{1\, n-1}\\
0 & 0 & a_{3\,3} & a_{1\,2} & \dots & a_{1\, n-5} & a_{1\, n-4} & a_{1\, n-3} & a_{1\, n-2}\\
0 & 0 & 0 & a_{4\,4} & \dots & a_{1\, n-6} & a_{1\, n-5} & a_{1\, n-4} & a_{1\, n-3}\\
\hdotsfor{9}\\
0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & a_{n-3\, n-3} & a_{1\,2} & a_{1\,3} & a_{1\,4}\\
0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & 0 & a_{n-2\, n-2} & a_{1\,2} & a_{1\,3}\\
0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & 0 & 0 & a_{n-1\, n-1} & a_{1\,2}\\
0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & 0 & 0 & 0 & a_{n\, n}
\end{pmatrix}$, где для диагональных элементов $a_{1\,1},\,\, a_{2\,2}\,\, a_{3\,3},\ldots,\, a_{n-2\, n-2},\, a_{n-1\, n-1},\, a_{n\, n}$ будут получены конкретные, явные, выражения через $n$, а $a_{1\,2},\, a_{1\,3},\, a_{1\,4},\ldots,\, a_{1\, n-2},\, a_{1\, n-1},\, a_{1\, n}$ будут свободные, принимающие произвольные, в общем случае, комплексные (см. вот это мое замечание:
Sinoid в сообщении #1605994 писал(а):
принимающие пока действительные значения. Пока действительные значения они принимают лишь по тому, что как по курсу, так и по задачнику матрицы даются до комплексных чисел. Вообще говоря, $a_{1\,2}$ и $a_{1\,3}$ - абсолютно произвольные свободные переменные, могущие принимать как действительные, так и комплексные значения.

с соответствующем изменением количества свободных переменных с двух на $n-1$ дословно переносится на этот случай) значения.

На текущий момент я получил, что

(Оффтоп)

$A=\begin{pmatrix}\dfrac{n-1}{2} & a_{1\,2} & a_{1\,3} & a_{1\,4} & a_{1\,5} & \dots & a_{1\, n-3} & a_{1\, n-2} & a_{1\, n-1} & a_{1\, n}\\
0 & \dfrac{n-3}{2} & a_{1\,2} & a_{1\,3} & a_{1\,4} & \dots & a_{1\, n-4} & a_{1\, n-3} & a_{1\, n-2} & a_{1\, n-1}\\
0 & 0 & \dfrac{n-5}{2} & a_{1\,2} & a_{1\,3} & \dots & a_{1\, n-5} & a_{1\, n-4} & a_{1\, n-3} & a_{1\, n-2}\\
0 & 0 & 0 & \dfrac{n-7}{2} & a_{1\,2} & \dots & a_{1\, n-6} & a_{1\, n-5} & a_{1\, n-4} & a_{1\, n-3}\\
0 & 0 & 0 & 0 & \dfrac{n-9}{2} & \ldots & a_{1\, n-7} & a_{1\, n-6} & a_{1\, n-5} & a_{1\, n-4}\\
\hdotsfor{10}\\
0 & 0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & \dfrac{-n+7}{2} & a_{1\,2} & a_{1\,3} & a_{1\,4}\\
0 & 0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & 0 & \dfrac{-n+5}{2} & a_{1\,2} & a_{1\,3}\\
0 & 0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & 0 & 0 & \dfrac{-n+3}{2} & a_{1\,2}\\
0 & 0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & 0 & 0 & 0 & \dfrac{-n+1}{2}
\end{pmatrix}$,
где опять же
Sinoid в сообщении #1606072 писал(а):
$a_{1\,2},\, a_{1\,3},\, a_{1\,4},\ldots,\, a_{1\, n-2},\, a_{1\, n-1},\, a_{1\, n}$ будут свободные, принимающие произвольные, в общем случае, комплексные (см. вот это мое замечание:
Sinoid в сообщении #1605994 писал(а):
принимающие пока действительные значения. Пока действительные значения они принимают лишь по тому, что как по курсу, так и по задачнику матрицы даются до комплексных чисел. Вообще говоря, $a_{1\,2}$ и $a_{1\,3}$ - абсолютно произвольные свободные переменные, могущие принимать как действительные, так и комплексные значения.

с соответствующем изменением количества свободных переменных с двух на $n-1$ дословно переносится на этот случай) значения.

Для матрицы же $B$ я на текущий момент дошел до такого вида: $B=\begin{pmatrix}b_{1\,1} & b_{1\,2} & b_{1\,3} & b_{1\,4} & b_{1\,5} & \ldots & b_{1\, n-3} & b_{1\, n-2} & b_{1\, n-1} & b_{1\, n}\\
\dfrac{(n-1)\cdot1}{2} & b_{2\,2} & b_{2\,3} & b_{2\,4} & b_{2\,5} & \ldots & b_{2\, n-3} & b_{2\, n-2} & b_{2\, n-1} & b_{2\, n}\\
0 & \dfrac{(n-2)\cdot2}{2} & b_{3\,3} & b_{3\,4} & b_{3\,5} & \ldots & b_{3\, n-3} & b_{3\, n-2} & b_{3\, n-1} & b_{3\, n}\\
0 & 0 & \dfrac{(n-3)\cdot3}{2} & b_{4\,4} & b_{4\,5} & \ldots & b_{4\, n-3} & b_{4\, n-2} & b_{4\, n-1} & b_{4\, n}\\
0 & 0 & 0 & \dfrac{(n-4)\cdot4}{2} & b_{5\,5} & \ldots & b_{5\, n-3} & b_{5\, n-2} & b_{5\, n-1} & b_{5\, n}\\
\hdotsfor{10}\\
0 & 0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & b_{n-3\, n-3} & b_{n-3\, n-2} & b_{n-3\, n-1} & b_{n-3\, n}\\
0 & 0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & \dfrac{3\cdot(n-3)}{2} & b_{n-2\, n-2} & b_{n-2\, n-1} & b_{n-2\, n}\\
0 & 0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & 0 & \dfrac{2\cdot(n-2)}{2} & b_{n-1\, n-1} & b_{n-1\, n}\\
0 & 0 & 0 & 0 & 0 & \ldots & 0 &  & \dfrac{1\cdot(n-1)}{2} & b_{n\, n}
\end{pmatrix}$, где $b_{i\,j$ с $i\leqslant j$ выражаются через те же самые $a_{1\,2},\, a_{1\,3},\, a_{1\,4},\ldots,\, a_{1\,-2},\, a_{1\, n-1},\, a_{1\, n}$, про которые я говорил выше в этом и уже не только в этом посте. Эти выражения, по задуманному, скорее всего, должны получаться решающим из равенства $[A,\, B]=-B$, к проработке которого я наконец-то подошел. Другое дело, хватит ли мне фантазии уловить вид этого $b_{i\,j$ в общем случае. Вот в чем вопрос. Вид тех $b_{i\,j$. которые я получал для случая $n=3$, а рассмотрение меньших значений $n$ для выявления общей закономерности при текущем у меня положении дел даст мне еще меньше, мне кажется, не очень мне поможет в установлении общего вида.


-- 10.09.2023, 22:23 --

svv в сообщении #1606122 писал(а):
Да, в одну строку.

svv, теперь самое время посмотреть ваши вычисления. Если вы, конечно, еще их не забыли. А то с теми темпами, с которыми у меня это все происходит, можно вообще забыть, о чем говорили.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение11.09.2023, 06:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
Пусть $a_{ik}$ означает соответствующий элемент матрицы $A$, если оба индекса попадают в диапазон $1,2,...,n$, и $0$ в противном случае.

Элементы $X$ выражаются через символы Кронекера:
$x_{ik}=\delta_{i+1,k}=\delta_{i,k-1}$
Тогда уравнение $AX-XA=X$ даёт
$$\sum\limits_{j=1}^n a_{ij}\delta_{j,k-1}-\sum\limits_{j=1}^n \delta_{i+1,j}a_{jk}=a_{i,k-1}-a_{i+1,k}=\delta_{i,k-1}\quad \forall i,k=1...n$
Из последнего равенства, сдвигая индекс $k$, получаем
$a_{i+1,k+1}=a_{ik}-\delta_{ik}\quad (i=1...n,\;\;k=0...n-1)$
То есть $a_{i+1,i+1}=a_{ii}-1$ (оба элемента на главной диагонали) и $a_{i+1,k+1}=a_{ik}$ при $i\neq k$ (оба не на ней). Кроме того, беря $k=0$, найдём
$a_{i1}=0\quad (i=2...n)$

Все эти свойства можно изобразить картинкой:
Изображение
Белые элементы нулевые, серые — не обязательно. Элементы, соединённые синей линией, равны. Стрелочка идёт от элемента к другому, меньшему на $1$.

Это всё, что можно выжать из условия $AX-XA=X$. Теперь, собственно, та подсказка. Возьмём след от обеих частей условия $XB-BX=A$. Поскольку $\operatorname{tr} XB=\operatorname{tr}BX$, то $\operatorname{tr}A=\sum\limits_{i}a_{ii}=0$, откуда сразу получаются значения диагональных элементов $A$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение11.09.2023, 23:01 


03/06/12
2874
svv в сообщении #1608753 писал(а):
$x_{ik}=\delta_{i+1,k}=\delta_{i,k-1}$

Равенство $x_{ik}=\delta_{i+1,k}$ распространяется же и на случай $i=n$? Т. к. в этом случае $i+1=n+1$, в то время как $k$, ограниченное размерами матрицы $A$, не может стать больше $n$. И мы в этом случае для $k=1,\,2,\,\ldots,n$ будем всегда иметь $\delta_{n+1,k}=0$, т. е. нулевую последнюю строку матрицы $X$, что и требуется от матрицы по записи ее в условии? В то время как $k$ в процитированном равенстве не может быть 1, потому что нумерация столбцов матрицы в связи с символом Кронкера предполагается начинающейся с 1, хотя ничто, понятно, не мешает отменить это соглашение и считать, что нумерация столбцов начинается, вообще говоря, с любого, даже нецелого числа, просто обычно эта нумерация столбцов начинается с 1. Так ведь?

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение12.09.2023, 04:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
Да, (почти) всё правильно. Формулы $x_{ik}=\delta_{i+1,k}=\delta_{i,k-1}$ для элементов $X$ останутся в силе, если нумерацию строк и столбцов начать с любого, но одного и того же для строк и столбцов, числа. Например, с нуля. Если "начала" для строк и столбцов будут разные, тоже ничего страшного — просто эти формулы немного изменятся.

Вот только к такому радикальному шагу я не готов:
Sinoid в сообщении #1608849 писал(а):
с любого, даже нецелого числа
:-) Предлагаю поступать более традиционно и использовать для нумерации только целые числа.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение12.09.2023, 17:55 


03/06/12
2874
svv в сообщении #1608868 писал(а):
Вот только к такому радикальному шагу я не готов:
Sinoid в сообщении #1608849 писал(а):
с любого, даже нецелого числа


У меня в голове, когда я это писал, сидело, что, возможно, такой способ нумерации строк и/или столбцов будет где-то нужен, например, в теории групп Ли, вообще в какой-нибудь теории, где активно используются непрерывно изменяющиеся параметры. Но в обсуждаемой сейчас задаче это, понятно, ни к чему, хотя и в этой задаче применение этого ничем не запрещено. :D

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 595 ]  На страницу Пред.  1 ... 35, 36, 37, 38, 39, 40  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group