Немного замотался, давно не отвечал.
Developer писал(а):
Ма-а-а-ленькие две-три ложечки дёгтя в целом хорошую демонстрационную программу эффекта Джанибекова не могу не влить...
1) На экране крутится шестигранная гайка с отверстием, а расчёт в теле программы производится для прямоугольного целикового параллелепипеда.
В новой версии программы (ссылка та же) если выбрано задание размеров куба (Cube sides), то выводится параллелепипед, а если задание моментов инерции, то гайка.
Developer писал(а):
2) Выводимые величины расчётных значений главных моментов инерции по осям ортогональной системы завышены в 10 раз.
x=10 см., y=10 см., z=1см., density=10 г/см^3.
Ix = density * x * y * z * (y^2 + z^2) / 12 = 10 * 10 * 10 * 1 *(10^2 + 1^2) / 12 = 1000 * (100 + 1) / 12 = 8416,6666666666666666666666666667
Да, действительно, сейчас исправлю.
Developer писал(а):
3) Если убрать возмущающее вращение по одной из осей, кувырков может и небыть (останутся только прецессия и нутация).
Некоторые "явления" в старой версии программы могут быть связаны с ошибками, которые возникают из-за того, что решение задачи происходит итерациями (ну, а аналтического же не существует), и иногда эти ошибки накапливаются слишком сильно, и начинают существенно влиять.
В новой версии программы добавлена галочку Accuracy, которая повышает точность расчёта в 1000 раз. На не слишком старых компьютерах тормозить не должно. Также там внизу выводятся начальный и текущий моменты инерции, а также разницам между ними, чтоб можно было отслеживать ошибку.
Someone писал(а):
Я не о том, чем он моделирует, а о том, что рисует. Рисунок вводит в заблуждение.
Чем же вводит в заблуждение? Важны же лишь моменты инерции по осям. У гайки они как раз подходящие. Кроме того есть и параллелепипед. А гайку можно просто считать красивым спецэффектом.
Кстати, эффект проявляется даже, если моменты инерции различаются совсем не много. Джанибеков ещё с пластилиновым шариком экспериментировал, кстати. И ещё у него какие-то там объекты были.
[size=9]Добавлено спустя 14 минут 38 секунд:AlexNew писал(а):
Цитата:
Но OpenGL всё равно работает с матрицами, а не со спинорами. Значит нужны какие-то формулы перевода из спиноров в матрицы, ну и обратно, хорошо бы.
OpenGL - исполизуется для рисования гайки - теперь понятно, но ведь уравнения вы считаете отдельно? или используете функции из OpenGL для их вычисления?
Нет, конечно.
Математика, само собой отдельно.
А видеокарты для вычислений - это вообще задача в общем случае не решаемая. У одних есть поддержка шейдеров в видеокартах, у других нет, или сильно урезанная, или других версий. И стандарта общего нет. Есть CUDA у NVidea, у ATI-AMD свои какие-то заморочки. В общем будущее этой технологии пока не определилось.
AlexNew писал(а):
вот тут краткое описание алгоритмов вращения
http://en.wikipedia.org/wiki/Rotation_matrixНет, я про спиноры спрашивал. Как их переводить в матрицы и обратно?
Someone писал(а):
вот Вам ссылка на книгу, изданную в 1932 году:
А.А.Эйхенвальд. Теоретическая физика. Часть 3. Механика твердого тела. Государственное технико-теоретическое издательство. Москва, Ленинград, 1932.
На страницах 94 - 95 этот эффект описан. На сухом научном языке.
Поищу.
Someone писал(а):
Да, только тело понесётся вниз с ускорением почти 10 метров в секунду, а чтобы убедиться в устойчивости, одной секунды явно не достаточно.
Вы пробовали? Например, со спичесным коробком (лучше пустым или, наоборот, плотно набитым, чтобы при вращении центр тяжести не "болтался". Потренировавшись некоторое время, можно добиться устойчивого вращения вокруг наибольшей и наименьшей осей коробка. А устойчивого вращения вокруг средней оси добиться не удаётся.
Чтобы судить удастся или не удастся - слишком мало времени. Так как коробок находится в свободном падение доли секунды. Можно, конечно, сбрасывать с небоскрёба, но тогда станет существенным влияние набегающего потока.
Developer писал(а):
2) Выводимые величины расчётных значений главных моментов инерции по осям ортогональной системы завышены в 10 раз.
Ошибку исправил.
Добавлено спустя 1 час 6 минут 45 секунд:Someone писал(а):
Ну хорошо, вот Вам ссылка на книгу, изданную в 1932 году:
А.А.Эйхенвальд. Теоретическая физика. Часть 3. Механика твердого тела. Государственное технико-теоретическое издательство. Москва, Ленинград, 1932.
На страницах 94 - 95 этот эффект описан. На сухом научном языке.
Вот вам эти две страницы:
Страница 94 и
Страница 95
Написано, что оси описывают конус. Но конус можно описывать по-разному, можно равномерным движением, а можно рывками. Где там написано, что объект может по 10 оборотов крутиться как обычно, так, что и не догадаешься, что что-то может быть, а потом вдруг ВНЕЗАПНО переворачиваться?
Ведь именно эта внезапность и производить такой эффект на зрителя.