приспособленность - это в первом приближении среднее число внуков на особь
Это я мельком слышал однажды, но не до конца тогда понял. Правильно ли это понимать так.
Скажем, если мы рассматриваем кого-нибудь такого, кто после размножения немедленно умирает (например, паук, которого сьедают после спаривания), то его приспособленность измеряется количеством детей. А если мы берем кого-нибудь такого, кто может растить своих детей, заботиться о них, защищать и помогать им достигнуть возраста размножения (например, человек), то его приспособленность измеряется количеством внуков, т.к. в данном случае он способствовал увеличению числа внуков не только через то, что родил много детей, но и через то, что помог им родить внуков.
Скажем, первый имел 5-х детей, но он бросил их и они умерли до размножения или не смогли иметь много детей по причине отсутствия помощи. А второй имел 2-х детей, но заботился о них, помогал им и в итоге второй имеет внуков больше, чем первый, а количество их детей не имеет значения.
Т.е. можно прямо считать число внуков, а не число детей особи за число ее потомков. Этим учитывается действие отбора на особь уже после ее размножения. Качество "быть заботливым родителем" тоже отбирается естественным отбором, но этот отбор невозможно было бы учесть, если бы мы считали только детей.
Насчет цели и направленности некоторого процесса. Можно это разделять в том смысле, что первое - наличие глобальной цели, второе - локальной. Скажем, когда я забираюсь на Эверест, то моя цель - максимальный пик - где-то далеко. Она глобальная. Если же я смотрю только себе под ноги и иду в сторону локального градиента высоты, то это локальная цель.
Первое (глобальная цель) мы называем телеологией и не считаем, в общем, научным объяснением, т.к. объяснение причин (моего поведения) при помощи следствий (достижение вершины) противоречит научному подходу. Научно только объяснение следствий через причины, а не наоборот.
Второе (локальная цель) научно, т.к. тут можно даже не говорить о цели. Причиной (а не целью) движения является градиент, который определен прямо в точке моего нахождения.
Дарвиновская эволюция однозначно не является первым, и в строгом смысле не является и вторым. Из данной точки одновременно совершается множество случайных шагов во всех направлениях, а потом отбирается тот, который был направлен вдоль градиента. Если бы из данной точки всегда делался один шаг именно в направлении градиента, мы могли бы говорить о цели этого шага. Но если делаются шаги во всех направлениях, а затем отбирается тот, который был сделан вдоль градиента, то здесь нельзя говорить о цели шага. Можно говорить лишь о свойстве системы распространять себя сразу во все стороны.
Можно еще говорить не о том, что систему влечет к некоторой цели, а о том, что она просто не может оставаться в текущей точке в покое и должна ее покинуть, пусть даже в случайном направлении. Например, формирование фигур Хладни. Если на упругую пластину насыпать порошок и возбудить в пластине одну из мод ее колебаний, то возникает стоячая волна с неподвижными пучностями и узлами. Каждая песчинка порошка будет в первом приближении случайно прыгать по пластине под действием ее колебаний, пока не попадет в область узла, где колебаний нет и где она может лежать спокойно. Мы можем сказать "песчинка стремиться в области узлов", но правильно будет сказать "частица не может спокойно находиться в области пучности, т.к. из таких точек ее выталкивает в случайном направлении, и она мечется до тех пор, пока случайно не попадет в область узла, откуда ее ничто не выталкивает и она замирает