2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 Re: Помогите с вопросом. Математика как инструмент для физики
Сообщение04.10.2022, 23:29 
Заслуженный участник


18/01/15
3102
Рискну утверждать даже, что из человека, который никогда не решал задач про Сашу, Машу и Дашу, ни физика хорошего, ни программиста не получится. В лучшем случае получится второсортный инженер.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите с вопросом. Математика как инструмент для физики
Сообщение04.10.2022, 23:43 
Аватара пользователя


01/12/06
697
рм
SamirSkripka в сообщении #1566103 писал(а):
То-есть нужно узнать что дано, и с помощью языковых конструкций сформулировать что к чему должно принадлежать при каком-то равенстве, а что не должно к чему-то принадлежать, найти исключения, и на основе этих конструкций пытаться что-то доказать

Примерно так. Приведу один простой пример, чтобы ещё показать что для доказательства одной теоремы используются другие теоремы.

Теорема 1. Для любых $a$, $b$ и $c$, если $a<b$ и $c<0$, то $ac>bc.$

Теорема 2. Для любых $a$ и $b$, если $0>a>b$, то $a^2>b^2.$

Теорема 3. Для любых $a$, $b$, $c$, $d$, если $a>b$ и $c>d$, то $a+c>b+d$.

Теорема 4. Для любых $x$ и $y$, если $x>3$ и $y<2$, то $x^2-2y>5.$
Доказательство теоремы 4. Пусть $x$ и $y$ произвольные. Пусть $x>3$ и $y<2$. Тогда по теореме 2, $x^2>9$, а по теореме 1, $-2y>-4.$ Тогда по теореме 3, $x^2-2y>5.$

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите с вопросом. Математика как инструмент для физики
Сообщение05.10.2022, 00:23 
Заслуженный участник


18/01/15
3102
Mihr
Я, честно говоря, не очень понимаю суть Вашей позиции.
Mihr в сообщении #1566109 писал(а):
Полагаю, это обсуждение малоинтересно (или совсем не интересно) ТС, который учится в германской школе.
А, по моему, эта проблема не зависит от времени и места. Суть в том, что при изучении физики приходится некоторые простейшие понятия из матанализа вводить приблизительно и на пальцах, раньше чем они систематически рассматриваются в курсе математики. Это, как бы, не зависит от того, учится человек в Германии сейчас, или учился в советской школе сорок лет назад. И ТСу про это обстоятельство знать как раз полезно.
Mihr в сообщении #1566109 писал(а):
Само понятие производной и интеграла в школе даётся (хотя был период, когда эти понятия исключали; потом вернули), но записывать малые приращения величин с целью перейти к производным в школе не учат. Такие навыки были бы полезны для того, кто учится составлять и решать простейшие дифференциальные уравнения, а это далеко от обычной школьной программы (не физматшкол).
Бог с Вами. В учебнике Мордкович-Семенов понятия предела, приращения, производной, ея механический и геометрический смысл и т.д. обсасываются весьма долго и тщательно.

-- 04.10.2022, 23:25 --

А в общем давайте эти небольшие разногласия замнем, так сказать, для ясности.

-- 04.10.2022, 23:46 --
SamirSkripka
vpb в сообщении #1566110 писал(а):
Рискну утверждать даже, что из человека, который никогда не решал задач про Сашу, Машу и Дашу, ни физика хорошего, ни программиста не получится. В лучшем случае получится второсортный инженер.
Уточню, что над каждой такой задачей "биться головой", как вы выразились, вовсе не обязательно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите с вопросом. Математика как инструмент для физики
Сообщение05.10.2022, 10:55 
Аватара пользователя


11/12/16
13284
уездный город Н
Mihr

(Оффтоп)

У меня нет возражений к Вашим словам (кроме тезиса про олимипиадные задачи, но об этом ниже), если Вы подразумеваете среднюю во всех отношениях школу. Но если ставить задачу - далее изучать физику, то школа должна бы быть не совсем средней. Пусть и не ФМШ, в классическом понимании, а хотя бы школа или класс с углубленным изученим физики и математики. Или как-то надо компенсировать "средность" школы.
Вот и посмотрим, что происходит при углубленном изучении физики в школе.


На примере. Учебник "Физика. 10-11 классы. Электродинамика. Углублённый уровень" Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков.
Нумерация страниц по 8-му стереотипному изданию.

стр. 57 вводится понятие "Потока напряженности электрического поля",
стр. 61 в процессе доказательства теоремы Гаусса вводится понятие телесного угла,
а на стр. 360 вводится понятие векторного произведения.
Ввести понятие криволинейных интегралов авторы как-то постеснялись. Так и оперируют малыми, но конечными элементами тока и конечными суммами.

Теперь, что требуется для решения олимпиадных задач. Возьмем для примера задачу 11-3 из заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2022 году, посмотрим официальное решение, а в нём посмотрим, что требуется знать и уметь школьнику:

1. Теорема Гаусса, в первой же строке.
2. Приблизительное равенство $\sin x \approx x$ для малых $x$
3. Решение гармонического дифференциального уравнения.

А в альтернативном варианте решения (более полном) так и вовсе используется разложение функции в ряд по малому параметру с записью остатка в о-нотации.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите с вопросом. Математика как инструмент для физики
Сообщение05.10.2022, 11:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
4277
EUgeneUS в сообщении #1566124 писал(а):
Учебник "Физика. 10-11 классы. Электродинамика. Углублённый уровень" Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков.

Это учебник для ФМШ. В обычных школах он не используется (насколько я понимаю).
EUgeneUS в сообщении #1566124 писал(а):
Возьмем для примера задачу 11-3 из заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2022 году

Думаю, здесь ключевые слова - те, что я выделил жирным шрифтом. Очевидно, предполагается, что ученики, дошедшие до заключительного этапа олимпиады, изучали материал существенно глубже, чем все остальные.
Если Вы найдёте что-то подобное среди задач, предлагавшихся на городских/районных олимпиадах (да даже областных/краевых), я охотно возьму свои слова обратно.

-- 05.10.2022, 11:53 --

vpb, ОК.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите с вопросом. Математика как инструмент для физики
Сообщение05.10.2022, 13:54 


02/10/22
10
vpb в сообщении #1566110 писал(а):
Рискну утверждать даже, что из человека, который никогда не решал задач про Сашу, Машу и Дашу, ни физика хорошего, ни программиста не получится. В лучшем случае получится второсортный инженер.


Аххахаха, меня рассмешил этот комментарий, в хорошем смысле). Я с вами всё таки согласен, скачал книжку которую вы посоветовали:


А.В.Спивак, 1001 задача по математике.


Прорешал пару не слишком сложных задачек, и знаете, мне понравилось. Всё таки наверно надо учится решать не стандартные задачи, развивая внимательность и логику. Буду брать Мордковича, прорешивать задачи из задачника, и ещё брать дополнительные задания из А.В Спивака, и буду стараться всё таки решать какие-то олимпиадные задачки, но там нужна хорошая теория которой пока что у меня нет. Спасибо за всё!

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 36 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group