Последний раз редактировалось Otta 25.05.2022, 19:41, всего редактировалось 2 раз(а).
Давайте на грубом уровне. По срокам. Специалитет (было давно, но я прекрасно помню.) В соответствии с учебным планом, студенты (5 лет обучения) учились 4 с половиной года (9 семестров). И полгода полностью были свободны на деятельность вида подготовки и сдачи госэкзаменов и написание и защиту диплома. Последняя в июне. (Я, конечно, не могу знать, как было везде, это частный опыт).
Сравним. Бакалавриат. 4 года обучения. Народ учится 7 с половиной семестров, впритык к последней сессии, после укороченного семестра, стоит преддипломная практика на полтора-два месяца и там же госы. Все сразу. Пересдачи, сохрани господь, принимаются перед госами.
В общем, свободного времени под диплом нет вообще, да впрочем, этим никто и не заморачивается: они еще и работают, а это нынче отмазка от всех напастей. Ну типа, че пристал, я работаю.
Дальше. Дальше хуже. Потому что многим нужно полноценное высшее образование (убей бог, бакалаврское так и не научились считать полноценным высшим), они идут в магистратуру. Это забавное заведение. Делать не надо почти ничего, не учат почти ничему, не учится почти никто, даже занятия ставятся пару раз в неделю (а их столько и есть, остальное все под самостоятельную работу), и то ближе к ночи, иначе как же они, работу им прогуливать, что ли. Посещаемость обычно на уровне 30 процентов от списочного состава, потому что многих набрали чисто для количества, там есть минимум, без которого иначе магистерской группы в этот раз не будет. Так они, просуществовав еще два года, получают свои красные магистерские дипломы (боже сохрани, если еще и не те оценки, с детьми истерика), и теперь уже годятся хоть куда, конечно. А, единственно, по результатам второго года нужно написать магистерскую диссертацию, и мои соболезнования всем научным руководителям. Впрочем, бывают, конечно, способные дети и заинтересованные. Но часто за неделю до диплома научрук за подопечным гоняется с палкой, чтобы текст продиктовать.
Коротко говоря, в отличие от специалитета, где все отлажено было десятилетиями, это дитя такое косенькое и осталось. И дело, конечно, не только в двухуровневости образования, сколько в общем отношении к нему родного министерства. Потребительском. Все эти балльно-рейтинговые системы и прочие подушевые финансирования....
Боюсь, что никакой отказ ни от чего нашему образованию уже не поможет. Впрочем, я пессимист. Что в лоб, что по лбу. Ошибка в ДНК, как говорят программисты.
Вот зачем об этом на ночь? :)
-- 25.05.2022, 21:25 --
Справедливости ради только. Если спросить зарубежных участников, они наверняка подтвердят, что многие из наших проблем совпадают с их. Конечно, далеко не все, такие маразмы, как у нас, не придумать там, а такие, как у них - тут. Но по меньшей мере одно общее есть наверняка: ценность знания, жадность к ним, вообще выходят из фокуса, пропадают, пропадает социальная значимость. Возможно (?- это моя гипотеза) - остается ценность номинального наличия образования. И то не факт.
Естественно, все имхо.
-- 25.05.2022, 21:41 --
И еще.
Если проблемы бакалавриата просты и понятны, то проблемы магистрантов хуже. Скажем, набирается толпа народу. Ну пусть небольшая, но все равно. Хорошо, если все они когда-то учились в этом же вузе и на той же специальности. Но это довольно редко бывает. Все остальные варианты ведут к печальным последствиям.
Скажем, приходишь ты читать что-то вроде "дополнительных глав функционального анализа", а там половина контингента - бывшие заочники, другая половина - математики, но того ФА не слышали вообще никогда (это бывает, бакалавриат вещь смертельная), третья половина - и вовсе историки с экономистами, чего тоже никто не запрещал. И что хошь, то и делай.
И так все два года. Я не искусственный пример выдумываю, было неоднократно. Приходилось как-то выкручиваться. Вопрос - что при этом делали студенты с полноценным мат. образованием, да еще и, часто, отличники? Честно говоря, мне их было больше всего жаль. Ну и себя тоже :)
|