Выше уже написали, что в пункте о состоятельности постановка задачи некорректна. Не надо никуда ссылаться. По выборке фиксированного объема состоятельность проверять? При
?
Расскажете потом, как это.
Тут всё зависит от того, какую цель вы преследуете. Если вы хотите доказать своему преподавателю, что он глубоко неправ вместе с автором задачника, то это одно. Если вы хотите набраться опыта при решении практических задач, который пригодится в дальнейшем, то это другое. В первом случае вы рискуете остаться в дураках, поскольку не исключён вариант, что преподаватель откроет начало главы задачника и укажет - "Вот же ясно написано, что всюду, где речь идёт о состоятельности оценок, речь идёт о том, объём выборок стремится к бесконечности". Можно, конечно, упираться и дальше и сказать, что ведь у нас тут две выборки, а не одна. На что преподаватель может ответить, а что, разве не может объём каждой выборки стремиться к бесконечности?
Во втором случае можно слегка домыслить условие и предположить, что у нас даны две выборки. Первая размером
и вторая размером
. И что как
так и
независимо стремятся к бесконечности. Для того, чтобы применить глобальную теорему о состоятельности ММП, можно пойти ещё дальше, и считать что у нас одна выборка -
, а дисперсии
могут отличаться в два раза.
Считаю, что задача правильная и близка к практическим приложениям. Предположим, что выпускник устроился на работу к астрономам. А они говорят, вот у нас есть две выборки. Это наблюдения над одним и тем же астероидом. Одна получена одним телескопом. Вторая получена другим телескопом. Мы знаем, что второй телескоп менее точен, чем первый и дисперсия у него в два раза больше. Построй нам оценку по этим выборкам и мы хотим, чтобы эта оценка была состоятельной. Можно, конечно, тут упереться и сказать:
Выборка - набор случайных величин. ОМП - статистика. Ничего ниоткуда вылезти не может, конкретных значений нет, это не работа с реализацией.
"Что вы мне подсовываете? Нас учили, что выборка, это набор случайных величин, а вы мне какие-то числа подсовываете? И почему у вас какое-то конкретное число наблюдений, нас учили. что оно должно быть равно
? И какой вообще разговор может идти о состоятельности, если у вас конкретное конечное число наблюдений?" И это не юмор. Тут рядом в другой теме большинство студентов на вопрос, какова может быть степень неприводимого многочлена над полем действительных чисел, отвечают, что она равна
. И они глубоко правы, поскольку именно такая степень присутствует в их конспектах. Найдёт ли такой выпускник общий язык с астрономами, вопрос спорный.