Пропаганда же начинается с таких утверждений
Сперва Вы говорили о проповедовании, теперь о пропаганде. Нет, ни к проповедованию, ни к пропаганде это никакого отношения не имеет. Я озвучил банальные факты, а дальше каждый самостоятельно может делать из них выводы.
А ведь есть системы, которые могут с форой претендовать на статус универсальных.
Мало ли кто и на что претендует. Моральный релятивизм - это
метаэтическая концепция, а этические концепции первого порядка могут хоть все претендовать на статус универсальных, это не запрещено.
не знаю, как одним словом назвать весь спектр ваших знаний
Меня никак называть не надо: коль мне понадобится, то я самостоятельно представлюсь. И если я где-то упоминал про существование нейроюриспруденции/нейроправа, то это не значит, что я являюсь каким-то "нейро-юристом".
-- 30.10.2020, 17:35 --А чем эта чушь? У вас есть хотя бы приблизительный вариант помимо аппеляций к высшим силам/богу найти в природе такой факт, который эмпирически докажет правильность или неправильность какого-то морального утверждения?
Метаэтика намного шире этого странного утверждения. Я уже как-то давал краткую схему метаэтики, повторюсь:
Метаэтика - это абстрактная наука, которая изучает системы морали, духовности и этики, нравственные ценности и нравственные суждения.
Существует три основных раздела метаэтики:
а) моральная онтология (какова сущностная природа морали, каков источник морали и могут ли существовать моральные стандарты?);
б) моральная семантика (каков смысл моральных норм и систем, могут ли они быть истинными?);
в) моральная гносеология/эпистемология (можем ли мы познать моральные норма?).
В моральной онтологии выделяется:
1. Моральный стандартизм - концепция, что существуют некоторые стандарты морали. Моральный стандартизм делится на:
а) Моральный универсализм - концепция, что существует одна или несколько моральных систем, которые могут считаться универсальными в пространстве и времени. Делится на:
- моральный абсолютизм (моральный монизм), т.е. что существует одна универсальная моральная система;
- моральный плюрализм, т.е. что существует несколько универсальных моральных систем;
б) Моральный релятивизм - концепция, что не существует универсальных в пространстве и времени моральных систем.
2. Моральный нигилизм - концепция, что не существует каких-то стандартов морали и нравственности или даже что не существует морали (нерадикальный и радикальный нигилизм).
Мейнстрим моральной онтологии - моральный релятивизм.
В моральной семантике выделяются:
1. Когнитивистские теории (моральные нормы несут рациональный смысл, но могут либо отражать реальные факты действительности или не отражать). Делятся на:
а) моральный реализм - концепция, что моральные нормы отражают факты действительности и могут быть истинными или ложными. Выделяют:
- этический натурализм (моральные нормы можно вывести из биологической, социальной и психологической природы моральных субъектов);
- этический ненатурализм (моральные нормы нельзя вывести из биологической, социальной и психологической природы моральных субъектов);
б) этический субъективизм - концепция, что моральные нормы отражают только оценки ценностей на основе фактов реальности ("факт-ценности") в рамках либо субъективной реальности морального субъекта, либо на уровне группы. Выделяют:
- теория идеального наблюдателя (факт-ценности на уровне отдельного морального субъекта, исходя из биологических и психологических предпосылок, а также опыта субъекта);
- теория общественного повеления/теория интерсубъективности морали (факт-ценности - это установки некоторой социальной или культурной общности);
в) теория ошибок - концепция, что моральные нормы пытаются отражать истинные или ложные утверждения о реальности за счет когнитивных ошибок в устройстве и функционировании разума и интеллекта.
2. Некогнитивистские теории (моральные нормы не несут рационального смысла, отражающего реальные или ложные факты действительности). Делятся на:
а) эмотивизм - концепция, что моральные нормы отражают лишь человеческие эмоции и переживания;
б) квазиреализм (психологический проективизм) - концепция, что моральный субъект переносит (проецирует) свои субъективные представления на реальность;
в) универсальный прескриптивизм - концепция, что нормы морали вводятся социальной группой как прескриптивное (нормативное) указание для поведения человека.
Мейнстрим моральной семантики - теория идеального наблюдателя, теория интерсубъективности, теория ошибок, квазиреализм.
В моральной гносеологии/эпистемологии выделяются:
1. Моральный гностицизм - концепция, что моральные нормы могут быть познаны. Делится на:
а) моральный логицизм - концепция, что моральные нормы могут быть познаны рационально логически путем. Выделяют:
- моральный эмпиризм, т.е. моральные нормы познаются логически только в рамках их практической реализации;
- моральный рационализм (моральный абстракционизм, моральный теоретизм), т.е. моральные нормы познаются как теоретические абстракции;
б) моральный интуиционизм - концепция, что моральные нормы могут быть познаны рационально через интуицию.
в) моральный нонрационализм - концепция, что моральные нормы могут быть познаны только как иррациональные конструкции.
2. Моральный нонгностицизм - концепция, что моральные нормы не могут быть познаны или их познание крайне маловероятно. Делится на:
а) моральный скептицизм - концепция, что познание моральных норм либо маловероятно, либо затруднено, либо сомнительно.
б) моральный агностицизм - концепция, что моральные нормы непознаваемы.
Мейнстрим моральной гносеологии/эпистемологии - моральный рационализм и моральный эмпиризм.
Разумеется, это крайне идеальная и упрощенная схема.
И это здесь я вообще не затрагивал вопрос соотношения деонтологии и консеквенциализма, а он также имеет значение.