Спасибо за подробный и адекватный ответ.
За первое - пожалуйста. Но второе - меня настораживает, как и некоторые другие ваши высказывания. Если вы считаете, что ответ модератора был неадкеватным, вы ошибаетесь. Разница между нами только в том, что я более оптимистичен в отношении вашего будущего, но прав я или нет - я не знаю. Чей ответ был более адекватен покажет только время и ваши действия.
Я не раз слышал, что очень важен правильный выбор научного руководителя на третьем курсе. Чем хуже вуз, тем больше шанс того, что научный руководитель попадётся плохой. Не так? В НГУ и т.д. шанс куда меньше, как мне кажется?
А почему вы считаете, что в формально более сильном вузе у вас больше шансов получить более сильного научного руководителя? Во-первых, он не "попадается", а зарабатывается вашими усилиями. Во-вторых, сильных студентов, а значит и конкуренция за сильных научных руководителей, в более сильном вузе больше. И, наконец, вы говорите
После первого или второго курса ТГУ я хочу перевестись в НГУ или, может, СПБГУ (я бы в МФТИ или МГУ очень хотел, но что-то мне подсказывает, что тут без вариантов).
...но если вы так оцениваете ваши возможности даже почти через два года от настоящего времени, то, извините, как вы ожидаете, что сильный руководитель вами заинтересуется в любом вузе? И как вы вообще собираетесь стать хорошим физиком если не считаете себя способным конкурировать со студентами МФТИ и МГУ? Вам нужно поменять такое отношение к себе если хотите чего-то достичь. Ну и можете поверить, что там не такие сильные студенты как вам кажется. Больше верьте в себя!
Но в любом случае, сначала вам необходимо избавиться от всех хвостов, меньше судить преподавателей пока вы не так много знаете, хорошо сдать первые две сессии, начать лучше понимать чему и как нужно учиться, а потом уже судить что у вас ведут хорошо и что плохо.
И очень не рекомендую так плохо относиться к вашим преподавателям. Поскольку вы учитесь в университете, это уже никак не самостоятельно. Главный смысл обучения это не посещение лекций и даже семинаров, а нахождение рядом с преподавателями (и студентами) которым вы можете задавать вопросы, советоваться, просить вас направлять и т.д. Главное во всем и всегда это окружение. В этом смысле для вас ТГУ, как минимум до конца первого курса, настолько же хорош, как и любой другой вуз, и все на 100% будет зависеть только от вас.
"Учиться по программе вуза, чтобы были хорошие оценки на сессии" - это для того, чтобы можно было перевестись. Для перевода ведь очень важны оценки.
Вы не о том сейчас думаете. Для вас сейчас дело должно быть не в переводе, а в том, чтобы начать изучать нормальную математику и физику, и делать это правильно. Если вы это будете делать, то через 1-2 года никаких проблем с переводом, если вы еще будете его хотеть, быть не должно. НО, если вы провалите сессии, то вам ничего не поможет, даже самые лучшие планы. Поэтому все эти советы будут иметь смысл только в том случае, если вы сможете учиться без провалов и постоянного отставания даже от минимальной нужной программы.
Дело лишь в том, что я правда не нашёл ни одного курса, ни одного нормального учебника, в котором порядок бы был такой, какой у нас. И потому я негодую, ведь недостаточно одними лекциями питаться. Я хочу больше, я хочу глубже, а как это делать параллельно и в соответствии с нашим курсом, не понимаю.
Странно, что не нашли, таких курсов очень много, включая многочисленные рекомендации на этом форуме. Но ок, в этом отношении не буду судить. Но разве вы не пробовали спрашивать вашу преподавательницу по этому поводу?
Я не знаю, у меня просто такое убеждение, - возможно, не подкреплённое ничем, - сидит в голове, что обязательно нужно иметь сначала сильную школьную базу, потом сильную базу первых двух курсов, потом идти дальше, дальше и дальше, а если у меня уже школьная база не то чтобы плохая, но и далеко не такая, какая если не у всех, то у большинства учёных, то, по этому убеждению, как же мне дальше идти?
Во-первых, как я и сказал, я как минимум две трети задач из курса 7-11 Атанасяна решил, а это не слишком много, но, наверное, тысяча - полторы задач будет. По алгебре где-нибудь до половины задач я решил из курса 7-9 Макарычева (я очень много пропускал потому, что толку их решать всё равно не было, как мне казалось - да так и было), за десятый класс по Пратусевичу, кажется, я куда меньше прошёл, чем сказал в своём "уточнении" вопроса. Наверное, процентов 20-50 я прошёл этого Пратусевича, решая всё, что могу.
Я думал вы назовете какие-то учебники помимо школьной программы. Мне кажется вы сейчас стараетесь идти путем наименьшего сопротивления и продолжаете пережевывать то, что вы и так знаете.
К тому что вам уже ответили по поводу школьной программы я добавлю, что вузовские программы по математике и физике это не продолжение школьной, а фактически обучение математике и физике с нуля. Ну может, конечно, такие вещи как корни квадратного уравнения и считаются уже известными, но их насколько мало, что возврата к школьным учебникам они не заслуживают. Их вполне можно вспомнить или вывести самому снова. Почему вы думаете вы смогли за два месяца пройти два года школьной программы? Вот именно поэтому.
Единственный смысл школьной программы, по-крайней мере в ее текущем виде и не беря в учет физмат школы, в том, чтобы дать школьникам минимальное понимание о том, что такое математика и физика вообще. Другими словами, сформировать некую "общенаучную культуру". Повторение в вузе школьной программы и прорешивание снова школьных задач это шаги назад, а не вперед. Единственное потенциальное исключение которое я знаю это "Алгебра" Гельфанда и Шеня. Если у вас до сих пор остается некоторая неуверенность в школьной алгебре - прочитайте и прорешайте эту книгу. Думаю, у вас это займет максимум пару недель, и при этом она покрывает не просто весь школьный курс алгебры, но и намного больше. Другие разделы школьной математики изучать по школьным учебникам смысла точно не имеет, а к физике это относится в еще большей степени.
-- 19.10.2020, 13:52 --Прежде чем перейти к списку рекомендованной литературы - сделаю несколько дисклеймеров.
1. Я в первом же сообщении написал, что мои комментарии и советы субъективные, но сейчас это еще раз повторю. Нет ни идеальных программ/советов для всех, ни тем более идеальных учебников, иначе бы все учились только по последним.
2. Тем не менее, я (и не только) считаю что перечисленные ниже учебники будут полезнее чем многие из тех, которые вы перечисляли. Потеряв когда-то много времени на плохие учебники, я советую вам ОЧЕНЬ внимательно подойти к тому, чтобы учиться правильным и нужным вещам по хорошим книгам. Это, пожалуй, одна из самых важных вещей в обучении (наряду с тем чтобы находиться "в правильном окружении" и иметь возможность с кем-то советоваться и обсуждать), иначе могут быть потеряны месяцы и годы. У вас еще все впереди и есть возможность все делать правильнее.
3. Ни для какого предмета недостаточно одного даже самого лучшего учебника. Само собой нужны также лекции, семинары, задачи и общение. Но здесь я имею в виду необходимость всегда изучать 2-3 учебника по каждому предмету, чтобы смотреть на него с разных сторон, понимать разные доказательства, обращать внимание на разные акценты (каждый автор расставляет их по-разному), и, наконец, всегда иметь возможность посмотреть в другом месте то, что в данном учебнике почему-то вам непонятно (для последнего может быть куча причин связанных не с вашими способностями, а просто с особенностями изложением данного автора по данному вопросу).
4. Как минимум на данном вашем этапе, я рекомендую вам более подробные учебники, а не лаконичные. В последних есть свои плюсы, но сейчас вам важно понимать неформальные причины и объяснения для введения тех или иных понятий, а не просто список теорем и доказательств. Теории в математике и физике это в очень большой степени не "как", а "почему". Очень важно понимать и чувствовать зачем нужны новые понятия, почему не могли обойтись без них, какая мотивация для их появления.
Есть известное выражение "доказательства важнее теорем, а определения - важнее доказательств". Про все понятия и теоремы нужно стараться понимать "почему это нужно и верно" в некоем глубинном и даже философском смысле, а не просто что это "правильно". Наверное сейчас это кажется лирикой, но со временем вы будете понимать это больше и больше.
5. И наконец
- Все учебники нужно стараться читать активно, т.е. все доказательства сначала стараться провести самому. Так вы не просто будете лучше развиваться, но и будете больше считать это "своим".
- Задачи исключительно важны, но не просто на автоматические вычисления, а на теоретическое развитие новых понятий и их связи с другими понятиями.
- Старайтесь рисовать для себя визуальные диаграммы связей между понятиями, теоремами и доказательствами в данном разделе, а так же их связи с другими разделами.
- Изучая что-то, постоянно "крутите" с разных сторон и продумывайте новые понятия. Старайтесь сами придумывать примеры, находите аналогии и т.д.
- Доказательства часто забываются, поэтому повторяйте их (старайтесь делать это в уме, например когда едете куда-то), но не для того, чтобы просто формально лучше их помнить, а чтобы лучше внедрять в себя соответствующие понятия и приемы. Как в шахматах есть стандартные позиции и приемы, так и в математике и физике есть ряд стандартных приемов, который собственно и составляют из себя эти науки. Опять же, "доказательства важнее теорем".