Основополагающим принципом построения аксиоматики является принцип минимизации свободной энергии
Основополагающие принципы построения этических аксиоматик исследует метаэтика и она уже давно построила классификацию этических систем первого уровня:
Метаэтика - это абстрактная наука, которая изучает системы морали, духовности и этики, нравственные ценности и нравственные суждения.
Существует три основных раздела метаэтики:
а) моральная онтология (какова сущностная природа морали, каков источник морали и могут ли существовать моральные стандарты?);
б) моральная семантика (каков смысл моральных норм и систем, могут ли они быть истинными?);
в) моральная гносеология/эпистемология (можем ли мы познать моральные норма?).
В моральной онтологии выделяется:
1. Моральный стандартизм - концепция, что существуют некоторые стандарты морали. Моральный стандартизм делится на:
а) Моральный универсализм - концепция, что существует одна или несколько моральных систем, которые могут считаться универсальными в пространстве и времени. Делится на:
- моральный абсолютизм (моральный монизм), т.е. что существует одна универсальная моральная система;
- моральный плюрализм, т.е. что существует несколько универсальных моральных систем;
б) Моральный релятивизм - концепция, что не существует универсальных в пространстве и времени моральных систем.
2. Моральный нигилизм - концепция, что не существует каких-то стандартов морали и нравственности или даже что не существует морали (нерадикальный и радикальный нигилизм).
Мейнстрим моральной онтологии - моральный релятивизм.
В моральной семантике выделяются:
1. Когнитивистские теории (моральные нормы несут рациональный смысл, но могут либо отражать реальные факты действительности или не отражать). Делятся на:
а) моральный реализм - концепция, что моральные нормы отражают факты действительности и могут быть истинными или ложными. Выделяют:
- этический натурализм (моральные нормы можно вывести из биологической, социальной и психологической природы моральных субъектов);
- этический ненатурализм (моральные нормы нельзя вывести из биологической, социальной и психологической природы моральных субъектов);
б) этический субъективизм - концепция, что моральные нормы отражают только оценки ценностей на основе фактов реальности ("факт-ценности") в рамках либо субъективной реальности морального субъекта, либо на уровне группы. Выделяют:
- теория идеального наблюдателя (факт-ценности на уровне отдельного морального субъекта, исходя из биологических и психологических предпосылок, а также опыта субъекта);
- теория общественного повеления/теория интерсубъективности морали (факт-ценности - это установки некоторой социальной или культурной общности);
в) теория ошибок - концепция, что моральные нормы пытаются отражать истинные или ложные утверждения о реальности за счет когнитивных ошибок в устройстве и функционировании разума и интеллекта.
2. Некогнитивистские теории (моральные нормы не несут рационального смысла, отражающего реальные или ложные факты действительности). Делятся на:
а) эмотивизм - концепция, что моральные нормы отражают лишь человеческие эмоции и переживания;
б) квазиреализм (психологический проективизм) - концепция, что моральный субъект переносит (проецирует) свои субъективные представления на реальность;
в) универсальный прескриптивизм - концепция, что нормы морали вводятся социальной группой как прескриптивное (нормативное) указание для поведения человека.
Мейнстрим моральной семантики - теория идеального наблюдателя, теория интерсубъективности, теория ошибок, квазиреализм.
В моральной гносеологии/эпистемологии выделяются:
1. Моральный гностицизм - концепция, что моральные нормы могут быть познаны. Делится на:
а) моральный логицизм - концепция, что моральные нормы могут быть познаны рационально логически путем. Выделяют:
- моральный эмпиризм, т.е. моральные нормы познаются логически только в рамках их практической реализации;
- моральный рационализм (моральный абстракционизм, моральный теоретизм), т.е. моральные нормы познаются как теоретические абстракции;
б) моральный интуиционизм - концепция, что моральные нормы могут быть познаны рационально через интуицию.
в) моральный нонрационализм - концепция, что моральные нормы могут быть познаны только как иррациональные конструкции.
2. Моральный нонгностицизм - концепция, что моральные нормы не могут быть познаны или их познание крайне маловероятно. Делится на:
а) моральный скептицизм - концепция, что познание моральных норм либо маловероятно, либо затруднено, либо сомнительно.
б) моральный агностицизм - концепция, что моральные нормы непознаваемы.
Мейнстрим моральной гносеологии/эпистемологии - моральный рационализм и моральный эмпиризм.
Разумеется, это крайне идеальная и упрощенная схема.
Вряд ли Вы что-то новое можете к этому добавить, кроме квазиэзотерических "свободных энергий".
Это, в целом, является описанием самого процесса Жизнь
Нет, описание процесса жизни таково "самоподдерживающаяся химическая система, способная к дарвиновской эволюции".
Отказ от Страданий
Это такая пародия на буддизм с его четырьмя благородными истинами?
-- 28.08.2020, 15:47 --А я собрал всё в кучу.
"Куча" - очень подходящее слово. Я бы даже добавил: "мусорная куча".
Не встречал ранее работы по связи принципа минимизации свободной энергии с моралью/этикой.
Разумеется, ибо это фричество чистейшей воды.
Сам по себе запрет абортов не может напрямую повысить преступность. Собственно, как?
Может, это известный факт в рамках криминологии, который достаточно хорошо проследили в 20 веке для целого ряда стран с ограничениями по абортному законодательству. Причина лежит на поверхности: аборты в основном делаются тогда, когда ребёнок не является запланированным, а социально-экономические условия недостаточны для его воспитания, образования и приличных условий жизни. В результате ограничений абортов эти дети появляются и благополучно и активно пополняют собой криминогенную среду. Результат: повышение преступности, особенно насильственной.
-- 28.08.2020, 15:48 --О, уважаемый
Mikhail_K уже всё за меня по поводу абортов и преступности сказал.
-- 28.08.2020, 15:54 --Но, например, джайнизм будет непреклонен.
К счастью, мы живём в светских государствах, так что сторонники джайнизма могут пойти и порыдать над убитыми тараканами в джайнистском храме. Им никто не запрещает.
Проводить исследования по изучению лекарств на обезьянах с большей вероятностью будет точен, чем на крысах, но евросоюз непреклонен в своей защите прав животных.
Это правовые ограничения, а не этические. Именно поэтому это
права животных.
Мы можем получить пользу от участия женщин в управлении и экономике, но ислам непреклонен.
Либеральные течения ислама смотрят на Вас с лёгким удивлением. Вы удивитесь, но есть даже течения, которые совершенно спокойно относятся к алкоголю и однополым бракам.
Кстати, ислам вообще в целом крайне либерален к абортам на фоне католицизма. Поэтому бредни про полный или почти полный запрет абортов это чаще всего католическая забава: религиозная часть Латинской Америки, Ирландия до недавних пор, Польша и т.д.
-- 28.08.2020, 15:57 --Они могли бы радоваться, получать удовольствие (даже и от наркотиков), делать что-то полезное, и т.д.
Они могли бы страдать, получать неприятности, делать что-то вредное, а так человека нет и нет проблемы. Видите, как легко повернуть эту логику в противоположную сторону.
Смысл выкладывания на форум - найти ошибки.
Ваш текст с позиций академической этики одна огромная сплошная ошибка. Примерно как творения креационистов (каламбур получился) или эфиристов.
-- 28.08.2020, 16:04 --Карл Фристон, нейробиолог, буквально недавно нашёл этот принцип, и он громогласно заявляет, что этот принцип распространяется на всё, что связано с жизнью.
Ссылку на оригинальную статью в рецензируемом научном журнале, будьте добры. А то, когда говорят "распространяется на всё", то это уже попахивает фричеством. Ну или дурной философией в лучшем случае.
Думаю вопрос о нелогичности связи какой то свободной энергии с моралью отпал
Да он и не вставал - фричество налицо пока что.
Аборт противоречит этой аксиоме, потому что направлен ровно наоборот.
Это проблема бредовых аксиом. На самом деле у млекопитающих, к примеру, самоаборты (выкидыши) обычное дело. Некоторые виды, вроде видов парнокопытных даже умеют специально вызывать абортирование эмбриона, если понимают, что не смогут выкормить детёныша. Те же коровы едят для этого сосновую и ёлочную хвою, вызывая абортирование плода. Так что Вы сильно преувеличиваете, если думаете, что абортирование - это какая-то уникальная человеческая придумка.
Смысл этих примеров в том, что нет у нас ещё такой науки, как мораль
Про существование этики как академической дисциплины и науки рассказывают обычно в школе.
-- 28.08.2020, 16:05 --(Оффтоп)
На эту тему есть неплохой анекдот
Анекдот явно в тему.
Google прицепляет к цитате имя Steven Wright (без особых указаний на источник).
Спасибо, обязательно посмотрю.