...Пассакалию Генделя. В ней (Пассакалии) много начал многих мелодий, придуманных многими авторами во многие времена.
Лет более чем 10 назад в одном (давно уже закрытом и удалённом) LiveJournal было достаточно большое обсуждение на тему "Бах и Гендель" (сколь припоминаю). Веб-архивы (известные мне), увы, тот разговор не сохранили. Так вот. Там было приведено интересное сравнительное мнение о музыке Баха и музыке Генделя. Я тогда это мнение запомнил и немного позже пару раз его цитировал на музыкальных ресурсах на предмет получения откликов музыкантов. И в теме "Георг Фридрих Гендель" на ФорумКлассике (ещё раньше) схожее мнение также присутствует (не так явно высказанное). Приведу-процитирую, пожалуй, всё это здесь – 1) и интересно; 2) и сохранения ради; 3) и тема эта пусть просыпается – весна!
Цитата:
...Бах в силу фантастической специальной музыкальной одаренности с легкостью вписывал самые строго организованные (по горизонтали) полифонические эпизоды в рамки безупречной вертикальной гармонии.
Если играешь какую-то партию в сочинении Баха - она всегда сама по себе логична. После этого начинаешь играть Генделя и временами оторопь берет - местами строчка ведет себя совершенно нелогично и абсурдно - то и дело две или 3 ноты выскакивают совершенно непонятно куда и чего вдруг. Но это ради звукового эффекта, аффекта - продублировать другой голос, или создать звуковой блик - звучит вместе замечательно. У Баха тоже звучит замечательно, но найти подобную нелогичность в голосе просто невозможно, а аффекты достигаются другими способами.
http://kosilova.livejournal.com/486698.html?thread=8715818#t8715818(Ссылка не работает! Приводится и для истории и вдруг – где найдётся архив.)
Комментарии на эту цитату с двух музыкальных ресурсов.
Цитата:
Gtn2010-06-19 18:11:26
Я уже как-то говорил раньше о главном различии на мой взгляд между Генделем и Бахом.
Мы сейчас вобщем-то не замечаем, что музыка в том виде в котором она существует, скорее результат развития генделевских устремлений.
Именно он устремлял свои взоры в будущее. Добивался выразительности не в голосах и гармониях, а в общем эмоционально-психологическом строе музыки. Он мыслит какими-то "воздушными массами", "аурой" произведений, иногда предвосхищая самый романтизм с его изображением человеческих страстей и движений души.
Его голосоведение порой дерзновенно, но это достижение не столь очевидной для всякого цели. Цель нужно еще разгадать. Иногда он добивается удивительных эффектов - не выходя за пределы 5 октавного диапазона он создает впечатление непрерывного бесконечного подъема...
У него логична прежде всего динамика развития, напряжения и разрежений...
Как-то всегда ощущаешь что он руководствовался чем-то "за пределами" написанного и даже звучащего текста.
Вот для меня это как раз главное - исполнить его произведение так, чтобы в них появилось некое "шестое чувство" - эмерджентное свойство, которое вроде бы никак не заложено в каждом из элементов.
К сожалению многие "аутентики" прежде всего теряют именно эту "ауру" его музыки.
Бах же был обращен лицом к тайнам и традициям прошлого, с которым не хотел терять духовную связь. Он безмерно углубил выразительность и
её концентрацию, показав пример иного отношения к музыке на века вперед.
В каждом деле иногда необходим гениальный "любитель", который обновляет неожиданно для всех сам взгляд на мир привычных "потоковых" вещей. Бах - это еще и такое "лекарство", которое не дало "генделевской линии" выродиться у продолжателей в легковесность и поверхностную изобразительность. Интересно, что именно к Баху обращались перед великими "стилистическими переломами".. тогда, как Гендель знаменовал собой чаще всего магистральный путь развития. Во всяком случае в определенную эпоху...
http://musica.4bb.ru/viewtopic.php?id=302#p8511 Цитата:
ЗемляПонедельник, 02 Января 12, 19:51
В клавирных сюитах Генделя невыстроенность материала постоянно бросается в глаза. То голос явно переходит уже к какому-то другому и даже третьему голосу, вдруг возникшему из неоткуда, но в нотах он по-прежнему принадлежит первому, то вообще голоса по логике внезапно появляются и внезапно же исчезают, хотя в нотах это никак не прописано, не обозначено - всё приписано одному и тому же голосу. Но слушателю это не слышно и не важно. Тем более, что художественный результат всегда получается отменный, хоть всё это корректируй исполнением, хоть не корректируй. Гендель явно не брал всю это конструктивную логику себе в голову, а озадачивался в первую очередь выражением чувств и, в особенности, выражением красоты их. И это ему здорово удавалось. Он словно писал всё по наитию и очень вдохновенно. В сравнении с ним Бах - более, чем сдержан. Не улётный романтик, нет. Но как основателен и фундаментален, товарищи! Как никто другой.
http://www.intoclassics.net/forum/7-3309-67019-16-1325519474 Схожее мнение с ФорумКлассики (цитируется частично – про "эффект").
Цитата:
Miguel21.02.2005, 00:37
Поздравляю всех с 320-ти летием Генделя.
Поиграл фуги Генделя.
До чего же они с Бахом разные, эти два великих гения!!!
Фуги Генделя написаны в расчёте скорее на слуховое восприятие, на эффект. Играть их, кстати, не менее приятно, чем просто слушать. Но схема проведения тем, вступлений и выключений голосов не имеет самодовлеющего значения, хотя и в этом смысле в них всё абсолютно безупречно! Есть фуги и со стреттами (f moll). И всё-таки главное в них не контрапункт как таковой, а производимый музыкой эффект: какие величественные проведения темы аккордами!!! В этом смысле Гендель использует форму фуги так, как это делали композиторы 19 века. 4-х контрапунктирующих голосов у Генделя за исключением экспозиции мы не встретим. Главное эффект, чёткая схема выдерживается только в начале, а дальше всё богатство полифонии стремится к 2-м голосам, проводимым к тому же в аккордовой фактуре! Во многих фугах вся полифония растворяется в аккодах (сюита g moll с "пассакальей"). Часто проводятся отрывки темы. Но в качестве компенсации, в самом величественном проведении темы в фуге f moll она (тема) "разворачивается". Восходящий ход, который в первоначальном варианте темы состоит из 2-х нот удлиняется до 5-ти нот! У Баха "развертывания" встречаются в органных фугах : D dur, h moll. А в хтк есть? Я что-то не упомню?
<...>
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=2226&page=2&p=47715#post47715