2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.
 
 О ценности "Чёрного квадрата" и научности искусствоведения
Сообщение03.05.2020, 20:10 
Экс-модератор
Аватара пользователя


23/12/05
12064
 i  Ende
Выделено из темы «Лженаука и борьба с ней»


mtz в сообщении #1446958 писал(а):
И никогда бы я сам не смог распознать, "квадрат" Малевича это действительно дорогое искусство или мазня за которую копейки жалко.

Вышла лекция при поддержке АРХЭ: 7 чудес Малевича: Как перестать беспокоиться и полюбить "Черный квадрат"

 Профиль  
                  
 
 Re: Лженаука и борьба с ней
Сообщение03.05.2020, 21:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
30/12/24
12599
Сомневаюсь что за два часа можно полюбить квадрат Малевича. К этой мысли нужно привыкать годами.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лженаука и борьба с ней
Сообщение03.05.2020, 22:31 
Заслуженный участник


13/12/05
4620
mtz в сообщении #1446958 писал(а):
И никогда бы я сам не смог распознать, "квадрат" Малевича это действительно дорогое искусство или мазня за которую копейки жалко.

Ну, это явно не мазня. Есть и эстетика. Но копейку я бы не дал. Сам такое на принтере распечатаю и в рамке на стену повешу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лженаука и борьба с ней
Сообщение04.05.2020, 00:28 


16/09/12
7127
Мне кажется важным понять, что речь в итоге-то не про любовь или не любовь к Малевичу или ещё кому-либо: любить или не любить то или иное произведение искусства или даже целое направление - дело исключительно личного вкуса. Проблема начинается тогда, когда люди, к примеру, начинают говорить, что картины того же Малевича представляют собой мазню, но при этом у этих людей нет никаких необходимых познаний в области искусствоведения и культурологии.

Я здесь опять оставлю ссылку на пост искусствоведа Софьи Багдасаровой: Да мой ребенок рисует лучше Малевича и Кандинского! — Неа, не рисует.

P.S. И ещё: Почему "рисовать как Шишкин и Айвазовский" сегодня -- плохо?

 Профиль  
                  
 
 Re: Лженаука и борьба с ней
Сообщение04.05.2020, 00:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
30/12/24
12599
Ну да, эти темы для того и созданы, чтобы о них долго и пространно писать. Моё же отношение к современному искусству сложилось давно, с тех пор не менялось и, наверное, изменится только с очередным и неизбежным изменением понимания, что же считать современным искусством. Поэтому, почему бы его в ожидании этого самого изменения и не изложить? Вот возьму и прямо щяс излогу. Вот оно. Понятное дело, коротко, без деталей. В основных определяющих чертах, пунктирно, чтобы одновременно и выявить суть и очертить тенденцию. Представьте себе - вот я, а там, на пригорке, современное понимание искусства. И мы друг друга оцениваем. Я - визуально, а оно - искоса, как-бы не глядя, вроде бы не замечая. Но каждый знает, что другой знает, что он знает и так далее. Но до предела не доходит. До той точки, за которой должно появиться чёткое осознание себя в искусстве и искусства в раме, которая висит на стене, а стена та - часть дома, а дом - города, а город - страны, а страна - эпохи, а эпоха та не первая и не последняя и никто не знает - какая, да и была ли вообще? По здравом соображении, конечно, была... Но в систему знания это соображение не укладывается. Нет на этот счёт единого непротиворечивого и одновременно компетентного мнения. Ни у меня, ни у сообщества, ни у самого искусства. Ни даже у эпохи, всё это многообразие безомнений рамкой обрамляющей. И вот стоишь такой, у пригорка, а там - вдали, - квадрат. Рамка-то квадратная, я упомянуть забыл. Ну а квадратная рамка, натурально, квадрат собой ограничивает. И в квадрате том - тьмы и тьмы и тьмы. Вроде бы - истин. Но визуально это всё воспринимается просто как чернота. Не особо к тому же и чёрная. И стоит та чернота...

...ни фига она не стоит.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лженаука и борьба с ней
Сообщение04.05.2020, 01:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань

(Утундрий)

Есть у меня файлик "Альты и юмор", с цитатами из dxdy... Догадайтесь, кем я наполняю в нем раздел "Юмор"? Уж извините за такое соседство ) Есть в этом соединении что-то такое.. фееричное... антонимичное... или где-то даже атиномичное... две крайности абсурда. Спасибо вам! Вы украшаете жизнь

kry
Искусствоведение там разное... теория... Почитал, смотришь -- уже и нравится ...

Не.. всё равно не нравится. Как-то всё равно.
Искусство такая вещь, должно воздействовать непосредственно, без помощи толкователей ...

 Профиль  
                  
 
 Re: Лженаука и борьба с ней
Сообщение04.05.2020, 02:32 


16/09/12
7127
provincialka в сообщении #1459993 писал(а):
Не.. всё равно не нравится. Как-то всё равно.


Ну это как раз нормально. Я сам отнюдь не такой уж ярый фанат супрематизма, как кому-то могло показаться.

Софья Багдасарова как раз об этом и говорила: можно любить то или иное произведение, можно не любить, главное чётко не путать между собой "мне нравится картина/мне не нравится картина" с "картина хорошая/картина плохая".

provincialka в сообщении #1459993 писал(а):
Искусство такая вещь, должно воздействовать непосредственно, без помощи толкователей ...


Вот здесь не понял. Во-первых, кому должно, во-вторых, что значит "непосредственно". Самое банальное и простое, что произведения искусства для своего понимания требуют определённого культурного бэкграунда и обычно создаются во вполне определённом же социально-историческом контексте. Без знания этого бэкграунда и контекста с непосредственностью могут возникнуть явные проблемы.

 Профиль  
                  
 
 Кант
Сообщение04.05.2020, 03:11 
Аватара пользователя


10/10/18
755
At Home
provincialka в сообщении #1459993 писал(а):
Искусство такая вещь, должно воздействовать непосредственно, без помощи толкователей ...

У Канта в точности так же сказано, он даже параграф в "Критике способности суждения" так назвал.

§ 16. Суждение вкуса, в котором предмет признается прекрасным при условии определенного понятия, не есть чистое суждение вкуса

 Профиль  
                  
 
 Re: Лженаука и борьба с ней
Сообщение04.05.2020, 04:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/12/05
10078
kry в сообщении #1459997 писал(а):
Во-первых, кому должно
Широкой общественности, если оно хочет называться именно искусством, а не малопонятным междусобойчиком узкого круга. Это модель ΛCDM или теорема Остроградского-Гаусса может чего-то там требовать для понимания. А трeбовательная картина, imho, может смело идти в закрома ценителей "абстракизма", криворукого искусства и прочих Пикассов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лженаука и борьба с ней
Сообщение04.05.2020, 04:32 


16/09/12
7127
Dan B-Yallay в сообщении #1460005 писал(а):
Широкой общественности, если оно хочет называться именно искусством


Произведения искусства сами по себе от мнения широкой общественности не зависят от слова "совсем", так как я напомню, что искусство в эстетическом плане - это "творческая деятельность по осмыслению окружающего мира и себя через художественные образы". В социальном контексте произведения искусства зависят исключительно от существования автора и хоть какого-то потребителя этого искусства, а вот будет этих потребителей много или нет - совершенно без разницы.

Dan B-Yallay в сообщении #1460005 писал(а):
а не малопонятным междусобойчиком узкого круга


Я Вас шокирую: любое произведение искусства в конечном создается в рамках конкретной локальной культуры, т.е. того самого малопонятного междусобойчика узкого круга.

Dan B-Yallay в сообщении #1460005 писал(а):
А трeбовательная картина, imho, может смело идти в закрома ценителей "абстракизма", криворукого искусства и прочих Пикассов.


Ваше imho крайне важно, к примеру, при продаже таких вот картин или при оценке искусствоведов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лженаука и борьба с ней
Сообщение04.05.2020, 04:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
kry
Да, согласна про бэкграунд... Но все-таки я не хочу, чтобы меня "учили понимать" искусство... Какие-то люди, которые считают, что они в этом деле разбираются. Возможно, это ребячество с моей стороны.

Но все-таки меня не покидает мысль, что в некоторых произведениях искусства не только чистое "желание познать мир". Продать-то тоже хочется... А пиар и хайп не вчера изобрели...

-- 04.05.2020, 05:00 --

Dan B-Yallay
ну, как-то вы.. сплеча... Мне кажется, "Герника" -- сильная вещь. Да и девочка на шаре, скажем... Впрочем, это другой период, не кубистский

 Профиль  
                  
 
 Re: Лженаука и борьба с ней
Сообщение04.05.2020, 05:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/12/05
10078
kry в сообщении #1460006 писал(а):
В социальном контексте произведения искусства зависят исключительно от существования автора и хоть какого-то потребителя этого искусства, а вот будет этих потребителей много или нет - совершенно без разницы.
Это без разницы тем, кто согласен с определенияями вроде искусство в эстетическом плане - это "творческая деятельность по осмыслению окружающего мира и себя через художественные образы". Это опять междусобойчик. Круг замкнулся.

kry в сообщении #1460006 писал(а):
Я Вас шокирую: любое произведение искусства в конечном создается в рамках конкретной локальной культуры, т.е. того самого малопонятного междусобойчика узкого круга.
Да, вы меня шокировали. Я был не в курсе, что Микеланджело творил сюжеты Сикстинской капеллы в малопонятном на то время междусобойчике. Оказывается в 15-16 веках в Италии мало кто знал о христианстве, o Библии и о том, что можно красками покрывать стены с потолками.

kry в сообщении #1460006 писал(а):
Ваше imho крайне важно, к примеру, при продаже таких вот картин или при оценке искусствоведов.
Слава богу, тут не форум искусствоведов и пока еще можно высказывать свои имхи невозбранно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лженаука и борьба с ней
Сообщение04.05.2020, 05:20 
Заслуженный участник


22/05/11
3350
Australia
provincialka в сообщении #1460007 писал(а):
Но все-таки я не хочу, чтобы меня "учили понимать" искусство... Какие-то люди, которые считают, что они в этом деле разбираются.
Я тоже не хочу, чтобы меня учили понимать. Но готов учиться понимать. Т.е. читать, что пишут профессионалы. А потом я сам решу, полезно мне это или нет, открылось для меня новое понимание или нет. По личному ощущению.

provincialka в сообщении #1460007 писал(а):
"Герника" -- сильная вещь.
Да, особенно в оригинале, хоть я Пикассо и не люблю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лженаука и борьба с ней
Сообщение04.05.2020, 05:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/12/05
10078
provincialka в сообщении #1460007 писал(а):
Впрочем, это другой период, не кубистский
Да, были разные периоды
Изображение

 Профиль  
                  
 
 Re: Лженаука и борьба с ней
Сообщение04.05.2020, 05:27 


16/09/12
7127
Dan B-Yallay в сообщении #1460009 писал(а):
Это опять междусобойчик.


Ага. Междусобойчик людей, которые знакомы с лексическими значениями слов в русском языке. Я даже не буду ссылаться на словарь или энциклопедию по искусствоведению, эстетике и философии искусства и т.п., а банально напомню толковый словарь:

Толковый словарь Ожегова писал(а):
1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.


Dan B-Yallay в сообщении #1460009 писал(а):
Оказывается в 15-16 веках в Италии мало кто знал о христианстве, o Библии


Если осилить учебник по истории, то можно много интересных вещей узнать: например, что большинство людей в Италии ни то что Микеланджело оценить не могли, но и банально читать-писать не могли (я так напомню, что ещё в районе 1890 года около 40% рекрутов в итальянской армии были безграмотны). Тут-то мы и вспоминаем про локальность культуры и историчность произведений искусства.

Dan B-Yallay в сообщении #1460009 писал(а):
Слава богу, тут не форум искусствоведов и пока еще можно высказывать свои имхи невозбранно.


Благостно искусствоведение - это наука и академическая область знания, поэтому по вопросам искусствоведения важно мнение специалистов. Это замечательное подметил уважаемый Андрей Зализняк:

Цитата:
Мне хотелось бы высказаться в защиту двух простейших идей, которые прежде считались очевидными и даже просто банальными, а теперь звучат очень немодно:
1) истина существует, и целью науки является ее поиск;
2) в любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он действительно профессионал, а не просто носитель казенных титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант.


-- 04.05.2020, 05:34 --

provincialka в сообщении #1460007 писал(а):
Но все-таки я не хочу, чтобы меня "учили понимать" искусство...


Учить понимать - нет. Учиться понимать добровольно - да. Как и в любом другом деле.

provincialka в сообщении #1460007 писал(а):
Какие-то люди, которые считают, что они в этом деле разбираются.


Эта логика, к сожалению, не может работать в одну сторону. Если в области искусствоведения мы так говорим профессиональным искусствоведам, то соответственно надо быть готовым к аналогичной реакции, к примеру, в области математики или физики - альты так и скажут, что они не хотят, чтобы какие-то люди, которые считают, что они разбираются в математике/физике, учили их понимать их непосредственные представления о физике и математике.

Ровно то, что я писал ранее: принцип профессионализма Зализняка. Мы либо в любой области академического знания прежде всего ориентируемся на мнение соответствующего профессионального сообщества, либо нет, но тогда это работает на все соответствующие профессиональные области.

provincialka в сообщении #1460007 писал(а):
Но все-таки меня не покидает мысль, что в некоторых произведениях искусства не только чистое "желание познать мир". Продать-то тоже хочется... А пиар и хайп не вчера изобрели...


Опять же не вижу как познание мира/себя должно исключать желание заработать или прорекламировать свой результат творчества. Вы же вот зарабатываете на своих знаниях и своей деятельности, тоже самое делаю и я. Не вижу причин, почему люди, создающие продукты искусства, должны быть исключением из этого правила.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 148 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group